Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2008 г. N А26-7191/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В. Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия Цыганова Ф.А. (доверенность от 18.09.2006 N 415),
рассмотрев 18.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2008 (судья Курчакова В.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А26-7191/2007,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Лоухская центральная районная больница" (далее - Учреждение, МУ "Лоухская центральная районная больница") 162 380 руб. недоимки по единому социальному налогу за I квартал 2004 года, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 17.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне Учреждения привлечено Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2008 в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 решение суда от 12.03.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и взыскать с МУ "Лоухская центральная районная больница" спорную сумму задолженности по единому социальному налогу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
МУ "Лоухская центральная районная больница" и Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение в феврале 2007 года (28.02.2007) представило в Инспекцию уточненный расчет авансовых платежей единого социального налога за I квартал 2004 года (т. 1, л. 26-33). В строке 0900 раздела 2 "Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу" налогоплательщик указал 6 145 руб. - сумму авансового платежа, подлежащего начислению и уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период.
Налоговый орган провел камеральную проверку полученного уточненного расчета, по результатам которой составил акт от 24.04.2007 N 188 (т. 1, л. 9-11).
В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о занижении Учреждением в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу за I квартал 2004 года суммы авансового платежа в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования. Сумма единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (строка 0900), определена налогоплательщиком в размере 6 145 руб. следующим образом: 140 952 руб. (строка 0600) минус 134 807 руб. (строка 0700). Налоговый орган утверждает, что при расчете суммы налога в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 сумма налога составит 168 525 руб. Согласно названному приказу строка 0900 "Подлежит начислению в ФСС РФ за отчетный период, всего" определяется как данные строки 0600 ("Начислено авансовых платежей по налогу за отчетный период, всего") минус данные строки 0700 ("Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за отчетный период, всего") плюс данные строки 0800 ("Возмещено исполнительным органом Фонда социального страхования за отчетный период"). В строке 0800 расчета отражено 162 380 руб., полученных Учреждением в феврале 2004 года от исполнительного органа Фонда социального страхования в качестве возмещения произведенных расходов. Следовательно, сумма налога, подлежащая начислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, определяется как: 140 952 руб. (строка 0600) минус 134 807 руб. (строка 0700) плюс 162 380 руб. (строка 0800), и составляет 168 525 руб., а не 6 145 руб., как указал налогоплательщик. В письме от 14.03.2007 N 11-08/7119 (т. 1, л. 7) налоговый орган сообщил Учреждению, что расчет заполнен неверно, и предложил налогоплательщику представить корректирующий расчет. Однако на дату составления акта изменения в налоговую отчетность МУ "Лоухская центральная районная больница" не внесены.
Решением Инспекции от 04.06.2007 N 205, принятым с учетом представленных Учреждением возражений, налогоплательщику доначислено и предложено уплатить 162 380 руб. единого социального налога за I квартал 2004 года, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Во исполнение решения от 04.06.2007 налогоплательщику направлено требование от 30.07.2007 N 51 (т. 1, л. 24) об уплате в срок до 09.08.2007 доначисленной суммы налога. Поскольку Учреждение в установленный срок требование не исполнило и оно является бюджетным учреждением, не имеющим банковских счетов, с которых в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) может производиться взыскание налога в бесспорном порядке, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Принимая такое решение, суды исходили из того, что неправильное заполнение МУ "Лоухская центральная районная больница" уточненного расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за I квартал 2004 года не повлияло на налоговую базу по единому социальному налогу и на порядок исчисления и уплаты налога.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в статье 237 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).
При проверке правильности расчета единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, сумма произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования определяется налоговыми органами путем сравнения с суммой, отраженной в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).
Обязательное отражение в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу сумм возмещения, полученных от исполнительного органа Фонда социального страхования, а также расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, предусмотрено приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 (действовавшим в 2004 году), которым утверждена форма расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и порядок ее заполнения. Согласно названному приказу по строкам 0700 - 0740 указывают расходы, произведенные организацией на цели государственного страхования. По строке 0800 "Возмещено исполнительным органом ФСС РФ за отчетный период" отражают суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком в отчетном периоде от филиала ФСС РФ (с начала года и до окончания отчетного периода). По строкам 0820 - 0840 указывают полученные страхователем от ФСС РФ в каждом месяце последнего квартала отчетного периода (с 1-го числа и до окончания календарного месяца).
В расчете по авансовым платежам суммы возмещения отражаются в том отчетном периоде, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС РФ на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленных авансовых платежей по налогу.
В данном случае Учреждение отразило в строке 0700 расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за I квартал 2004 года 134 807 руб. фактически произведенных расходов на цели государственного социального страхования, а в строке 0800 - 162 380 руб., полученных в феврале 2004 года от исполнительного органа Фонда социального страхования в качестве возмещения произведенных расходов (платежное поручение от 25.02.2004 N 175, расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за I квартал 2004 года - т. 1, л. 16 и 58-60).
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 строка 0900 "Подлежит начислению в ФСС за отчетный период, всего" определяется как данные строки 0600 ("Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный период, всего") минус данные строки 0700 ("Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за отчетный период, всего") плюс данные строки 0800.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что сумма единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации (строка 0900), определена налогоплательщиком неправильно. Однако, как обоснованно указали суды, неправильное заполнение Учреждением расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за I квартал 2004 года не повлияло на налоговую базу по единому социальному налогу и на порядок исчисления и уплаты налога, установленный в главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды признали, что исходя из конкретных обстоятельств дела, неправильное заполнение налогоплательщиком расчета не является основанием для вывода Инспекции о занижении Учреждением в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу за I квартал 2004 года суммы авансового платежа в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования, и доначислении 162 308 руб. единого социального налога за I квартал 2004 года, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для переоценки этого вывода судов.
По строке 0900 расчета авансовых платежей указывается начисленная в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период сумма авансового платежа единого социального налога, а не сумма, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования. В рассматриваемом случае начисленный налог не совпадает с той суммой, которую надо уплатить Учреждению в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации за I квартал 2004 года. По данным расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за~1 квартал 2004 года за исполнительным органом ФСС РФ по состоянию на 01.01.2004 числилась задолженность перед Учреждением в сумме 162 380 руб. Следовательно, налогоплательщик .обоснованно при определении суммы авансового платежа, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации за I квартал 2004 года, не учитывал указанную сумму.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия подтвердило, что у Учреждения как за I квартал 2004 года, так и за 2004 год отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Поэтому кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что невыполнение в рассматриваемом случае МУ "Лоухская центральная районная больница" положений приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 не привело к неполной уплате единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Учитывая изложенное, дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу N А26-7191/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2008 г. N А26-7191/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника