Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2008 г. N А05-812/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2009 г. N А05-812/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Кравченко Т.В.,
при участии от Минфина РФ - Фарбер С.Г. (доверенность от 10.01.2008), рассмотрев 11.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2008 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А05-812/2008,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" (далее - МУЗ "ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 3 365 042 руб. расходов, возникших в результате дополнительных денежных выплат медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Определением от 27.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Архангельский фонд ОМС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Определением от 07.05.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование "Мирный" (далее - МО "Мирный").
Решением от 07.06.2008 иск МУЗ "ЦГБ" удовлетворен, с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 2 319 263 руб. 41 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в иске к МО "Мирный" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2008 решение изменено, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУЗ "ЦГБ" взыскано 471 513 руб. 91 коп. и 3 968 руб. 97 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В остальной части решение оставлено без изменения. С МУЗ "ЦГБ" в пользу Минфина РФ взыскано 1000 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к Российской Федерации. Податель жалобы ссылается на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 не предусматривает компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка для данной категории медицинских работников, за счет субвенций из бюджета, так как пункт 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета содержит исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Указанные выплаты также не учитываются при. исчислении надбавок и доплат, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами. Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Правилами на 2007 год осуществляется аналогичным образом. По мнению Минфина РФ, в состав взысканных убытков суд необоснованно включил расходы истца по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, выплачиваемую в связи с выполнением государственного задания по оказанию медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения. Минфин РФ также считает, что поскольку в данном случае истец является учреждением здравоохранения МО "Мирный", то выплата процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, является расходным обязательством местного бюджета, а не федерального.
В кассационной жалобе МУЗ "ЦГБ" просит оставить постановление апелляционной инстанции в силе и отказать Минфину РФ в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 и от 30.12.2006 N 885 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и на 2007 годы (далее - соответственно Программы на 2006, 2007 год).
Названные Программы определяют виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Финансирование Программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
В соответствии с указанными Программами на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи.
Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 названной статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 ' названной статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичные нормы содержатся в статье 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Закон N 243-ФЗ), которой также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой на 2007 год является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статьям 9, 10 Законов N 171-ФЗ и 243-ФЗ средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 утверждены Правила предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2007 год).
Пунктом 4 Правил на 2006 год и Пунктом 5 Правил на 2007 год определены условия, на основании которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Как усматривается из материалов дела, между Архангельским фондом ОМС и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Между Архангельским фондом ОМС и МУЗ "ЦГБ" заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медицинскую помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, в течение 2006 и 2007 годах МУЗ "ЦГБ" ежемесячно предоставляло в Архангельский фонд ОМС заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда ОМС. Как усматривается из материалов дела, Архангельский фонд ОМС в 2006 и 2007 году в полном объеме перечислил МУЗ "ЦГБ" субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного учреждения.
Суд кассационной инстанции полагает, что поскольку органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, возникших в результате дополнительных денежных выплат медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суды правомерно удовлетворили исковые требования за счет средств казны Российской Федерации. Кассационная инстанция также считает, что суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции в связи с недоказанностью расходов в заявленной сумме.
Вместе с тем Минфин РФ оспаривает сумму иска в части необоснованности включения в сумму иска расходов по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, выплачиваемую в связи с выполнением государственного задания.
В редакции части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ не предусмотрена возможность выплат в виде процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Напротив, устанавливался перечень целевых расходов, входящих в государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, с ограничением денежных выплат при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что поскольку указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, то их следует квалифицировать как дополнительные денежные выплаты медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые установлены в фиксированном размере, в связи с чем заработной платой они не являются и не должны учитываться при исчислении средней заработной платы и для оплаты отпусков.
Таким образом, кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, проверить обоснованность взыскиваемых расходов по размеру с учетом анализа части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, положения которой не предусматривают возможность выплат в виде процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. В случае необходимости суду следует привлечь к участию в деле лиц, являющихся надлежащими ответчиками в части расходов по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А05-812/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. N А05-812/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника