Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 ноября 2008 г. N А56-5517/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е. В., судей Константинова П.Ю. и Рудницкого Г.М.,
при участии от УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Лациса А.И. (доверенность от 22.12.2007), от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Михайловой Е.А. (доверенность от 29.12.2007),
рассмотрев 26.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2008 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Серикова И.А.) по делу N А56-5517/2008,
установил:
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной Регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) от 05.12.2007 N 12/040/2007-319 в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Ленинградская, N 1, 3, 5, ул. Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, ул. Советская, N 37, 35, 35а, 33, а также обязании Управления произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный газопровод.
Решением от 20.06.2008 заявление удовлетворено. Арбитражный суд признал незаконным отказ Управления от 05.12.2007 N 12/040/2007-319 в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Ленинградская, N 1, 3, 5, ул. Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, ул. Советская, N 37, 35, 35а, 33, а также обязал Управление произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный газопровод.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что суд первой инстанции не исследовал правовой режим спорного объекта и относимость газопровода к федеральной, региональной или муниципальной газораспределительной системе, как к имущественному производственному комплексу.
По мнению подателя жалобы, арбитражный суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства Управления о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Межрегионального территориального управления технологического надзора по Северо-Западному округу, поскольку именно к компетенции указанного Управления относится вопрос отнесения либо не отнесения газопровода к газораспределительной системе как имущественному производственному комплексу.
Управление утверждает, что из представленных заявителем документов невозможно определить, на основании чего возникло право собственности заявителя.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.12.2007 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Ленинградская, N 1,3, 5, ул. Школьная, NN 32, 32а, 34, 34а, ул. Советская, NN 37, 35, 35а, 33, на том основании, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.99 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, обладающая лицензией на эксплуатацию, в то время как такая лицензия Администрацией не представлена, а в представленных на государственную регистрацию документах нарушена хронология принятия необходимых решений, регламентированная Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Администрация, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, указала на то, что данный отказ существенно нарушает права Администрации, так как в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения и газоснабжения поселений в границах муниципального района; Администрация представила все необходимые документы для регистрации права. Также, Администрация сослалась на то, что лицензия на организацию газоснабжения не требуется.
Арбитражный суд, со ссылкой на статьи 15, 50, 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ), а также на статью 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), признал незаконным отказ Управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления.
Апелляционная инстанция согласилась с данными выводами, указав на правильность применения судом норм материального права.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 212 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 7 Закона N 69-ФЗ организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 15 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьей 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для газоснабжения населения. При этом согласно статье 51 упомянутого закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
С учетом статьи 212 ГК РФ суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов газоснабжения населения, к которому относится спорный газопровод, а для эксплуатации газопровода муниципальный район вправе создать специализированное муниципальное предприятие либо хозяйственное общество, которое в установленном порядке будет осуществлять эксплуатацию газопровода.
Также судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что в отношении организации газоснабжения населения закон содержит отсылочную норму к законодательству, регулирующему вопросы местного самоуправления, и с учетом статьи 3 ГК РФ следует руководствоваться именно Законом N 131-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу N А56-5517/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В.Коняева |
Судьи |
П.Ю.Константинов |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г. N А56-5517/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника