Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 июня 2008 г. N А56-5517/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 16 июня 2008 года,
Полный текст Решения изготовлен 20 июня 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Иваниловой О.Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Иваниловой О.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный
район" Ленинградской области;
ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области (далее - УФРС),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации
при участии:
- от заявителя: представитель Михайлова Е.А., по доверенности от 29.12.2007 N 60/01 -22;
- от ответчика: представитель Савелова Д.О., по доверенности от 14.12.2007 N 143,
установил:
Заявитель просит признать незаконным отказ УФРС от 5 декабря 2007 года N 12/040/2007-319 в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п.Дубровка, ул.Ленинградская, N 1, 3, 5, ул.Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, ул.Советская, N 37, 35, 35а, 33 и обязать УФРС произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на названный газопровод.
Представитель УФРС требования не признал, ссылаясь на то, что собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
5 декабря 2007 года УФРС принято решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п.Дубровка ул.Ленинградская, N 1,3, 5, ул.Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, yл.Советская N 37,35а,33 на том основании, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация, обладающая лицензией на эксплуатацию. На государственную регистрацию лицензия Администрацией не представлена. Кроме того, в представленных на государственную регистрацию документах нарушена хронология принятия необходимых решений, регламентированная Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Оценив доводы сторон и материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (далее - Закон) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Согласно статье 50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для газоснабжения населения. При этом согласно статье 51 Закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Оценивая положения статьи 212 ГК РФ и вышеназванные законы, следует признать, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов газоснабжения населения, к которому относится спорный газопровод. При этом для эксплуатации газопровода муниципальный район вправе создать муниципальное предприятие либо хозяйственное общество, которое в установленном порядке получит лицензию на эксплуатацию.
Доводы УФРС основаны на положениях, изложенных в абзацах 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации". Оценивая в целом названную статью, следует признать, что в отношении организации газоснабжения населения закон содержит отсылочную норму к законодательству, регулирующему вопросы местного самоуправления, и с учетом статьи 3 ГК РФ в данном случае следует руководствоваться именно Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Что касается ссылки в отказе на нарушение хронологии принятия решений, регламентирующих вопросы строительства, то с учетом статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нарушение хронологии не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности. Согласно названной статье право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Из оспариваемого отказа следует, что документы, подтверждающие факт создания газопровода, заявителем были представлены. Ссылки УФРС в отзыве на непредставление на регистрацию документов о финансировании не принимаются, поскольку требование о представлении названных документов в решении о приостановлении регистрации не было указано, в отказе также названное основание в качестве причины для отказа в регистрации отсутствует.
С учетом изложенного отказ УФРС в регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод от 5 декабря 2007 года следует признать незаконным, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению. Госпошлина относится на УФРС.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 декабря 2007 года N 12/040/2007-319 в государственной регистрации права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п.Дубровка, ул.Ленинградская, N 1,3, 5, ул.Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, ул.Советская, N 37, 35, 35а, 33.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на наружный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п.Дубровка, ул.Ленинградская, N 1,3, 5, ул.Школьная, N 32, 32а, 34, 34а, ул.Советская, N 37, 35, 35а, 33 в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 2000 руб. - расходы по госпошлине.
Исполнительный лист выдать в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в силу.
Судья |
О.Б.Иванилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июня 2008 г. N А56-5517/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника