Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2008 г. N А56-18259/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2011 г. N Ф07-9571/2008 по делу N А56-18259/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2008 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Казанцевой Р.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии представителя индивидуального предпринимателя Казаряна В.А. Петровой М.А. (доверенность от 29.05.2008), от Регионального благотворительного фонда "Покровский" Динова А.В. (доверенность от 01.10.2007), от Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области Кокориной ТА (доверенность от 28.12.2007 N 5162), Луневой Е.А. (доверенность от 15.07.2008 N ор юр-125/08-7), от Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды правительства Ленинградской области Степутенко СМ. (доверенность от 10.01.2008 N 4/08), от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области Лобецкого Д.О. (доверенность от 08.04.2008 N 688), от Федерального агентства лесного хозяйства Мартыненко Ф.Г. (доверенность АС-03-28/5752 от 28.07.2008),
рассмотрев 26.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казаряна Вардгеса Арташовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-18259/2007,
установил:
Индивидуальный предприниматель Казарян Вардгес Арташович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Агентство кадастра) по внесению в государственный земельный кадастр изменений, касающихся наименования категории земель, а также об обязании Агентства кадастра внести в государственный земельный кадастр изменения в наименование категории земель (с земель особо охраняемых территорий на земли лесного фонда) в отношении земельного участка общей площадью 5 897 300 кв. м., кадастровый номер 47:07:06-12-001-0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невский лесопарк.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды правительства Ленинградской области (далее - Комитет по природным ресурсам), Региональный благотворительный фонд "Покровский" (далее - Фонд), Ленинградское областное государственное учреждение "Ленинградское областное управление лесным хозяйством" (далее - Управление лесным хозяйством), Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - Территориальное управление Роснедвижимости), Федеральное агентство лесного хозяйства России (далее - Рослесхоз), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" Ленинградской области (далее - Кадастровая палата).
Решением суда первой инстанции от 23.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение от 23.04.2008 и постановление от 18.09.2008 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Податель жалобы ссылается на следующее: судами первой и апелляционной инстанций сделан неправильный вывод о том, что на спорном земельном участке находится объект культурного наследия; неправомерен вывод судов о том, что нахождение на спорном земельном участке объекта культурного наследия придает ему статус земель особо охраняемых территорий, в связи с чем соответствующие изменения в государственный земельный кадастр могут быть внесены в порядке исправления технической ошибки.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Предпринимателя подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители других лиц, участвующих в деле, возражали против удовлетворения жалобы.
Управление лесным хозяйством о времени и месте слушания дела извещено, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.04.2004 между Федеральным государственным учреждением "Кировский лесхоз" Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор N 11 аренды участка лесного фонда. По условиям договора Предприниматель принимает в аренду участок лесного фонда на территории Ленинградской области Всеволожского района, расположенный в квартале N 47 (выдел 19) и в квартале N 51 (выдел 13) Невского лесничества Всеволожского парклесхоза, общей площадью 0,86 га (в том числе леса 1 группы - 0, 86 га, из них по категориям защитности: защитные полосы - 0,86 га), для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, сроком на 5 лет. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
На участке, арендованном по договору от 06.04.2004, Предпринимателем возведен объект недвижимости (здание кафе площадью 376,4 кв. м), право собственности на которое зарегистрировано Ленинградской областной регистрационной палатой 12.11.2004.
Арендуемый Предпринимателем участок лесного фонда в 2004 году прошел кадастровый учет как участок земель лесного фонда с присвоением номера 47:07:06-12-001:0005.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 02.09.2007 участок, находящийся в аренде у Предпринимателя, относится к землям особо охраняемых территорий. Указанный участок является частью земельного участка площадью 5 897 300 кв. м, кадастровый номер 47:07:06-12-001:0032, относящегося к землям особо охраняемых территорий.
Считая, что участок, арендуемый по договору от 06.04.2004 N 11, расположен на землях лесного фонда, а также указывая на незаконность изменений, внесенных в государственный земельный кадастр, Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что исправление технической ошибки в государственном земельном кадастре произведено уполномоченным государственным органом с нарушением порядка, установленного статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали вопрос о том, к какой категории земель относится спорный земельный участок, и обоснованно указали, что этот участок относится к землям особо охраняемых территорий.
Вывод судов о том, что Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" является одним из видов объектов культурного наследия, соответствует положениям статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (с учетом дополнений и изменений, внесенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 6243) Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" (главное здание, березовый домик у пристани, парк и парковые сооружения) включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, соответствует положениям пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, согласно которым объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
На основании вышеприведенных положений и доказательств, представленных в материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок площадью 5 897 300 кв. м, кадастровый номер 47:07:06-12-001:0032, в границах которого расположен объект культурного наследия, относится к землям особо охраняемых территорий.
Доводы подателя жалобы о том, что Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" не является объектом культурного наследия, а арендуемый им участок расположен на землях лесного фонда, противоречат положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, а также имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2007 N 452 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ" в границы Кировского лесничества, где находится арендуемый Предпринимателем участок, не включен земельный участок площадью 589,73 га, на территории которого расположен "памятник садово-паркового искусства Ансамбль "Усадьба Зиновьевых", входящий в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий г. Санкт-Петербурга" и в соответствии с данными государственного земельного кадастра и государственной регистрации права относящийся к землям особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности".
В нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель, заключивший договор аренды участка лесного фонда площадью 0,86 га, не доказал, что действия государственного органа по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра в отношении земельного участка, площадь которого во много раз превышает площадь арендуемого заявителем участка, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что при рассмотрении заявления судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А56-18259/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казаряна Вардгеса Арташовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы о том, что Ансамбль "Усадьба Зиновьевых" не является объектом культурного наследия, а арендуемый им участок расположен на землях лесного фонда, противоречат положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, а также имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2007 N 452 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ" в границы Кировского лесничества, где находится арендуемый Предпринимателем участок, не включен земельный участок площадью 589,73 га, на территории которого расположен "памятник садово-паркового искусства Ансамбль "Усадьба Зиновьевых", входящий в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий г. Санкт-Петербурга" и в соответствии с данными государственного земельного кадастра и государственной регистрации права относящийся к землям особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности".
В нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель, заключивший договор аренды участка лесного фонда площадью 0,86 га, не доказал, что действия государственного органа по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра в отношении земельного участка, площадь которого во много раз превышает площадь арендуемого заявителем участка, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. N А56-18259/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1950/2021
01.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28863/20
19.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9571/2008
17.11.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9571/2008
24.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3035/09
01.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-18259/2007
18.09.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6093/2008
23.04.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18259/07