Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 ноября 2007 г. N А56-17749/2007
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 26 ноября 2007" следует читать "от 26 ноября 2008"
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой ГГ., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - Горшкова Е.С., Филиппова О.В. (доверенность от 24.10.2008, выданная ЗАО "Петроэлектросбыт" по доверенности от ОАО "Ленэнерго" от 21.11.2007 N 89), от Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга - Макорта Г.А. (доверенность от 24.12.2007 N 020-094/908), от Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга - Карпин Д.М. (доверенность от 08.02.2008 N 01-02/571),
рассмотрев 25.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2008 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Серикова И.А.) по делу N А56-17749/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и городу федерального значения Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет) о взыскании 70 783 711 руб. 08 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году льгот во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), из них 13 396 044 руб. 73 коп. за счет казны Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета и 57 387 666 руб. 35 коп. солидарно за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ и казны Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета.
Определением от 23.08.2007 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов), Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по труду), закрытое акционерное общество "Петроэлектросбыт" (далее - ЗАО "Петроэлектросбыт").
Решением от 05.05.2008 Обществу в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы ссылается, что доказал факт предоставления льгот и размер понесенных расходов. Общество указывает, что неоднократно предпринимало попытки провести сверку расчетов на основании первичной документации, однако ответчики отказались, при этом они не оспаривают сумму расходов, указанную в акте сверки от 22.10.2007. Суд не дал оценки данному обстоятельству. Общество также ссылается, что решение по настоящему делу противоречит практике федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.
В отзыве Комитет финансов просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставляло отдельным категориям граждан льготы, в результате чего понесло расходы. Поскольку расходы Обществу не возмещены, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы и материалы дела, пришла к следующим выводам.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов в редакции от 23.10.2003 предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов в названной редакции предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.
В соответствии с Порядком, действие которого продлено и на 2004 год, средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином РФ на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона о социальной защите осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Согласно приложению N 14 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" городу Санкт-Петербургу на реализацию Закона о социальной защите инвалидов выделено 700 928, 6 тыс. руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом, денежные средства, полученные Санкт-Петербургом в 2004 году, полностью израсходованы по целевому назначению. Вместе с тем, учитывая, что Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала действие Закона о социальной защите инвалидов, и, учитывая, что льготы установлены Российской Федерацией, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценил представленные истцом доказательства и пришел к выводу, что истец не доказал свои требования. В подтверждение факта предоставления льгот истец сослался на акт сверки расчетов от 22.10.2007, подписанный представителем Комитета по труду (листы дела 128-130 тома 2), из которого следует, что сумма начисленных льгот составляет 25 371 463 руб. 63 коп.
При этом первичные документы, подтверждающие факт реализации гражданам электроэнергии по льготным ценам, при проведении сверки не исследовались и суду не представлены. Списки, представленные Обществом в подтверждение обоснованности заявленных требований, не содержат сведений о реквизитах документов, на основании которых предоставлялись льготы, фамилий, имен граждан, которым предоставлялись льготы. При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, отказ в удовлетворении ходатайства истца об исследовании первичных доказательств по месту их нахождения не препятствовал истцу представить их в момент рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу N А56-17749/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2007 г. N А56-17749/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника