Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбачева С.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Горбачева С.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, государственному инспектору МРЭО ГИБДД города Ставрополя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Ефимову Д.В. о признании незаконным отказа в регистрационных действиях.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбачев С.В. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, государственному инспектору МРЭО ГИБДД города Ставрополя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Ефимову Д.В. о признании незаконным отказа в регистрационных действиях и устранении нарушенных прав путем проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства мотоцикла "данные изъяты", 1991 года выпуска, с номерными агрегатами двигателя N N, рама N N, выдаче Горбачеву С.В. паспорта указанного транспортного средства.
В обоснование требований указано, что Горбачев С.В. 23 октября 2021 г. обратился в МРЭО ГИБДД г. Ставрополя с заявлением, зарегистрированным под N, о проведении регистрации транспортного средства мотоцикла "данные изъяты", 1991 года выпуска, с номерными агрегатами двигателя N, рама N, приложив решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт владения и пользования им указанным мотоциклом; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ N ААС "данные изъяты" и справку-счет автомагазина от 27 июня 1991 г. серии АЧ N. В проведении регистрационного действия отказано, что незаконно и нарушает права административного истца, поскольку факт владения движимым имуществом установлен решением суда. В момент приобретения мотоцикла "данные изъяты" предыдущим владельцем ФИО5 на основании выданной магазином справки-счета производилась регистрация транспортного средства, а затем выдавался технический паспорт и номерные знаки. При предъявлении к регистрации мотоцикла "данные изъяты" владельцу должен быть выдан ПТС, поскольку мотоцикл выпущен организацией до 1 июля 1993 г. или ввезен на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г, что доказывается вышеуказанной справкой-счетом. Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2021 г. по делу за Горбачевым С.В. признано право собственности в порядке приобретательной давности на мотоцикл марки "данные изъяты", 1991 года выпуска. Данное определение дополнительно предъявлялось сотрудникам ГИБДД, но зарегистрировать мотоцикл административный ответчик отказался.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 мая 2022 г, требования Горбачева С.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Горбачева С.В, поданной 16 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 23 октября 2021 г. Горбачев С.В. обратился в МРЭО ГИБДД г. Ставрополя с заявлением N о проведении регистрации транспортного средства мотоцикла "данные изъяты", 1991 года выпуска, с номерными агрегатами двигателя N, рама N.
К заявлению были приложены решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 13 сентября 2021 г, страховой полис от 23 октября 2021 г. N ААС "данные изъяты", справка-счет автомагазина от 27 июня 1991 г. серии АЧ N.
Согласно справке-счету от 27 июня 1991 г. серии АЧ N данный мотоцикл с идентификационными данными: мотоцикл "данные изъяты", двигатель N, рама N, был приобретен ФИО5 в 1991 г, является транспортным средством 1991 года выпуска. Указанная справка-счет выдана торговой организацией " "данные изъяты"" Жигули, исправлений не содержит.
Данных о том, что на регистрационном учете значится транспортное средство с аналогичными (одинаковыми) номерами агрегатов, годом выпуска) материалы дела не содержат, сведения уполномоченных органов внутренних дел о том, что данное транспортное средство находится либо находилось в розыске, отсутствуют и в качестве причин отказа в совершении регистрационных действий не указаны.
Из решения Шпаковского районного суда Ставропольского края от 13 сентября 2021 г. следует, что судом установлен факт владения и пользования Горбачевым С.В. мотоциклом "данные изъяты", 1991 года выпуска, двигатель N, рама N, VIN "данные изъяты", как своим собственным с августа 2012 г, из мотивировочной части которого следует, что транспортное средство приобретено административным истцом без оформления документов у Бондарева Ю.Н, который, в свою очередь, купил его у ФИО5
23 октября 2021 г. государственным инспектором МРЭО ГИБДД г. Ставрополя Ефимовым Д.В. отказано в проведении регистрационного действия на основании пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункта 92.8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 (не представлены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств; либо представлены документы, исполненные карандашом либо имеющие подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документы с повреждениями, не позволяющие однозначно истолковать их содержание), а именно: отсутствует паспорт технического средства, имеется только справка счет серии АЧ N от 27 июня 1991 г, что противоречит пункту 2 приказа МВД России от 23 апреля 2019 г. N, согласно которому оформление паспорта производится подразделениями ГИБДД МВД России, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации АМТС и прицепов к ним, взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2021 г, иск Горбачева С.В. к Бондареву Ю.Н. удовлетворен, признано право собственности Горбачева С.В. на мотоцикл "данные изъяты", 1991 года выпуска, двигатель N, рама N.
Разрешая заявленные требования и признавая оспариваемое решение соответствующим положениям действующего законодательства, суд руководствовался статьями 14 и 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации", пунктом 14 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, и пришел к выводу, что осуществление государственной регистрации транспортного средства возможно при предоставлении документа, идентифицирующего транспортное средство, а именно паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) либо регистрационного документа, которые в данном случае на регистрацию представлены не были.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств дела, являются обоснованными, соответствуют нормам материального и процессуального права ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения гражданина и выдачи оспариваемого отказа) должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:
1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий;
2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности;
3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных;
4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;
5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;
6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 названного Федерального закона одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Аналогичные основания для отказа в совершении регистрационных действий приведены в пункте 92.8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950. При этом для предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 ранее приведенного Федерального закона, в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства), к которым относятся паспорт транспортных средств (шасси транспортных средств), что предусмотрено пунктом 27.3 Административного регламента, пунктом 1 части 1 статьи 14, пунктом 3 части 1 статьи 15 того же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации" регистрационными документами являются: регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Обязательные паспорта транспортных средств были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477, согласно которому было одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении с 1 июля 1993 г. паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более, максимальной конструктивной скоростью не менее 50 км/час, прицепов к ним, а также шасси транспортных средств в случае поставки шасси их потребителям, и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации в первоначальной редакции предусмотрена выдача паспортов транспортных средств:
предприятиями-изготовителями на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г.;
подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации, а на транспортные средства, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.
В дальнейшем до 1 ноября 2020 г. (до признания Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 утратившим силу) на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г, предусматривалась выдача паспортов транспортных средств подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - при предъявлении их к регистрации.
Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, которое действовало в момент возникновения спорных правоотношений, согласно пункту 7 которого подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1998 г. или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 г, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства. Указанным Свидетельством является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии одобрения типа шасси (далее - ОТШ). Допускается выдача паспортов на основании одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые введены в действие с 1 января 2020 г.
Пунктом 14 названных Правил регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г.
Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов, заключенным в г. Москве 15 августа 2014 г. членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, предусмотрено, что паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) - паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб.см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, Приложением N 7 к которому утверждена Правила оформления электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств).
Пунктом 6 Приложения N 7 предусмотрено обязательное предоставление документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности - регистрационный номер и дата внесения записи об одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси), свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства в Единый реестр выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС "данные изъяты"), предусмотренный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2014 г. N 225, а также наименование органа по сертификации, оформившего одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), или испытательной лаборатории (центра), оформившей свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, или номер и дата оформления документа об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства-члена, выданного в отношении транспортного средства (шасси), являющегося объектом технического регулирования ТР ТС "данные изъяты", до дня вступления в силу ТР ТС "данные изъяты", а также наименование органа (организации), оформившего такой документ.
Названными нормативными правовыми актами в настоящее время возможность выдачи паспорта транспортного средства (либо электронного паспорта транспортного средства) в отношении мотоцикла "данные изъяты", выпущенного в 1991 г. и не оформленного на учет ранее с выдачей паспорта транспортного средства торговой организацией либо органами государственной инспекции безопасности дорожного движения, не предусмотрена.
Обращаясь с заявлением о постановке транспортного средства на учет, административный истец представил регистрирующему органу все иные документы, за исключением паспорта транспортного средства, выдача которого в момент его изготовления в 1991 году не производилась, данное транспортное средство ранее не было поставлено на учет, с заявлением в установленном порядке о выдаче паспорта транспортного средства в уполномоченные на выдачу такого документа в отношении транспортных средств, выпущенных предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 г, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации орган прежние либо настоящий собственник не обращались.
Таким образом, как правильно исходили суды первой и апелляционной инстанций, как на момент совершения административным ответчиком действий по отказу в постановке транспортного средства административного истца на учет и выдачи ему паспорта транспортного средства, так и в настоящее время, для совершения заявленного Горбачевым С.В. регистрационного действия необходимо предоставление паспорта транспортного средства, а при отсутствии паспорта транспортного средства необходимо предоставление ряда документов, по сведениям в которых вносятся сведения в паспорт транспортного средства, в том числе документа, подтверждающего безопасность конструкции транспортного средства обязательным требованиям, что административным истцом не представлено, при этом имеющаяся в материалах дела справка-счет торговой организации к таковым не относится.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 г. N 7-П; определения от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О, от 23 декабря 2014 г. N 2945-О и N 3001-О и др.).
Судами первой и апелляционной инстанций указанные обстоятельства обоснованно приняты во внимание и положены в основу отказа в удовлетворении административного иска.
При таком положении обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горбачева С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.