Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 ноября 2008 г. N А56-18862/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Лапиной Е.Е. (доверенность от 10.09.2008 N 03-08-01/25649), от общества с ограниченной ответственностью "Растре Управление строительными проектами" Осипова А.Е. (доверенность от 23.06.2008 N 13),
рассмотрев 25.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2008 по делу N А56-18862/2008 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Растре Управление строительными проектами" (далее - Общество, ООО "Растро. Управление строительными проектами") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу от 30.05.2008 N 847.
Решением суда от 30.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить.
По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как оно не своевременно представило налоговую декларацию и Инспекцией соблюдена процедура привлечения к налоговой ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Растро. Управление строительными проектами" направило 22.01.2008 в налоговый орган по почте налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за четвертый квартал 2007 года, то есть с нарушением установленного статьей 174 НК РФ срока на один день.
Инспекцией 10.04.2008 составлен акт камеральной налоговой проверки о выявлении налогового правонарушения и направлен налогоплательщику по почте (согласно штемпелю на конверте) 22.04.2008 (л.д. 14-17).
Возражения по акту, направленные налогоплательщиком налоговому органу по почте 27.05.2008 (л.д. 19-20), не были получены Инспекцией к моменту принятия решения.
Инспекцией принято решение от 30.05.2008 N 847, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде 27 030 руб. 25 коп. штрафа.
Общество, посчитав решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование Общество ссылается на то, что Инспекция приняла оспариваемое решение, не известив налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, определенном главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ, (в редакции, действующей с 01.01.2007), налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ материалы налогового органа могут быть рассмотрены в отсутствие представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, только в случае если лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и по камеральной проверке.
Уведомление Инспекции от 14.05.2008 N 1108 о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки 23.05.2008 было направлено заявителю 19.05.2008 по двум адресам и получено им (получено уведомление, направленное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красноармейская, 10-я, д. 22, лит.А), согласно дате на штемпеле предприятия связи, 26.05.2007 (л.д. 28).
Как установил суд первой инстанции, ни на дату составления акта о неявке Общества - 26.05.2008, ни на дату принятия оспариваемого решения - 30.05.2008, у налогового органа не было сведений об извещении налогоплательщика: конверт, направленный по второму адресу: Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкарская, д. 17, 4, -возвращен предприятием связи согласно штемпелю на конверте "за истечением срока хранения" 27.06.2008 (копия конверта представлена Инспекцией). Кроме того, суд отразил, что в уведомлении от 14.05.2008 N 1108 не указано время рассмотрения материалов проверки.
Поэтому суд обоснованно сделал вывод о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (отсутствие доказательств вызова налогоплательщика на дату принятия оспариваемого решения). Существенным условием процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является обеспечение возможности лица, в отношении которого она проводится, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Поэтому суд обоснованно признал решение Инспекции недействительным.
Доводы, изложенные Инспекцией в жалобе, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств, установленных суда фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2008 по делу N А56-18862/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г. N А56-18862/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника