Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1524/2022 по иску Рылова Василия Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности по индексации страховой пенсии по старости, взыскании задолженности, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила
Рылов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании незаконным отказа в индексации пенсии по старости с 01 августа 2021 года, возложении обязанности произвести с 01 августа 2021 года перерасчет пенсии по старости с учетом индексации и корректировки, имевших место за период его работы с момента установления пенсии по старости и по 17 июля 2021 года, взыскании задолженности за период с августа 2021 года по январь 2022 года включительно в размере 33 379 руб. 56 коп.
В обоснование заявленных требований указал на то, что с 31 августа 2016 года он является получателем страховой пенсии по старости. В период до 17 июля 2021 года осуществлял трудовую деятельность в МБОУ "Средняя школа N 31" г. Нижневартовска, 17 июля 2021 года уволился. 09 августа 2021 года вновь трудоустроился в МБОУ "Средняя школа N 31". В соответствии с частью 3 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 июля 2021 года он являлся неработающим пенсионером, в связи с чем с 01 августа 2021 года его пенсия по старости должна быть проиндексирована и выплачиваться с учетом индексации. Обратившись по данному вопросу к ответчику, получил отказ по причине того, что он является работающим пенсионером. Отказ ответчика считает не законным и не основанным на нормах права.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года, признан незаконным отказ ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в перерасчете Рылову В.Н. пенсии с учетом индексации с 01 августа 2021 года. На ответчика возложена обязанность произвести истцу с 01 августа 2021 года перерасчет размера страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии Рылова В.Н. в соответствии с частью 3 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления Рыловым В.Н. работы до 17 июля 2021 года. В удовлетворении остальных исковых требований Рылову В.Н. отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Рылов В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 31 августа 2016 года.
Согласно трудовой книжке от 15 августа 1983 года Рылов В.Н. работал в МБОУ "Средняя школа N 31" г. Нижневартовска в должности юрисконсульта с 01 декабря 2015 года истец по 17 июля 2021 года, уволен по собственному желанию. 09 августа 2021 года Рылов В.Н. вновь принят на работу в МБОУ "Средняя школа N 31" на должность юрисконсульта.
Из ответа ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 2917/эл-14 от 17 декабря 2021 года на обращение истца следует, что в соответствии с положениями статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" (части 1, 3, 6, 7) перерасчет размера пенсии с учетом индексации осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в беззаявительном порядке через три месяца после месяца увольнения. Исходя из отчетности, представленной его работодателем, по состоянию на октябрь 2021 года истец продолжает работать в МБОУ "Средняя школа N 31". После предоставления отчетности работодателем о том, что истец прекратил трудовую деятельность, размер его пенсии будет проиндексирован в порядке и сроки, установленные законом.
Согласно ответу ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 3483/эл-14 от 29 декабря 2021 года с 09 августа 2021 года истец является работающим пенсионером, в связи с чем пенсия по старости выплачивается ему без учета индексации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что увеличение размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с ее индексацией поставлено в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, право на индексацию пенсии имеет только неработающий пенсионер. При этом в соответствии с частью 3 данной статьи при увольнении пенсионера соответствующий перерасчет пенсии производится с 01 числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.
Поскольку истец прекратил осуществление трудовой деятельности 17 июля 2021 года, то с 01 августа 2021 года он на основании части 3 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" имел право на перерасчет размера пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты), как неработающий пенсионер. То обстоятельство, что впоследствии 09 августа 2021 года он вновь был трудоустроен, выполненный в связи с прекращением работы перерасчет пенсии не аннулирует.
Доводы ответчика о том, что перерасчет пенсии производится на основании сведений о трудовой деятельности, ежемесячно представляемых работодателями в пенсионный орган (форма СЗВ-ТД), в соответствии с которыми и в июле 2021 года, и в августе 2021 года он являлся работающим пенсионером, суд апелляционной инстанции отклонил, указав на то, что право на перерасчет размера пенсии в соответствии с частью 3 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" возникает у пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, при этом законом не установлен минимальный срок, в течение которого пенсионер должен сохранять статус неработающего пенсионера.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, а именно о перерасчете истцу с 01 августа 2021 года размера страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 3 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом индексаций (увеличений) и корректировок размеров пенсий, имевших место за период с момента назначения пенсии до увольнения с работы. При этом суд не усмотрел оснований для взыскания с пенсионного органа неполученных денежных средств, указав на то, что при осуществлении ответчиком перерасчета пенсии с 01 августа 2021 года ее размер подлежит выплате в бесспорном порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ и от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 данного закона (часть 5).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из указанных положений следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности; соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности; сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 -3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 261); выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 261).
При этом закон предусматривает и самостоятельное представление пенсионером сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности (часть 5 статьи 261).
В свою очередь самостоятельное обращение пенсионера с документами о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности является основанием для перерасчета страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, который производится в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях":
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Кроме того, согласно части 6 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, пенсионный орган ошибочно полагает, что единственным источником информации, на основании которой может быть принято решение об индексации пенсии работавшего пенсионера в случае его увольнения является форма СЗВ-М, представляемая работодателем ежемесячно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку пенсионер вправе самостоятельно представить в пенсионный орган документы о своем увольнении, что является основанием для перерасчета размера пенсии и установлении ее с учетом индексации (увеличения) и корректировки и такой перерасчет должен быть произведен пенсионным органом в 5-дневный срок со дня приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, то уволившиеся пенсионеры, в отношении которых сведения о прекращении трудовой деятельности представляет работодатель в сроки, установленные для сдачи таких сведений, не могут находиться в худшем положении, а потому оснований для отказа в удовлетворении требований Рылова В.Н. у судов нижестоящих инстанций не имелось.
Обращаясь с кассационной жалобой, ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре указывает на то, что перерасчет пенсии и выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно сведениям персонифицированного учета, основанным на отчетных данных, в июле 2021 года и августе 2021 года Рылов В.Н. имел статус работающего пенсионера, следовательно, права на индексацию пенсии с 01 августа 2021 года не имеет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Части 6 и 7 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривают механизм перерасчета в рамках взаимодействия пенсионного органа и страхователя (работодателя) и устанавливают сроки, в пределах которых органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, обязаны принять решение и выплатить суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи. Указанные нормы не содержат запрета на перерасчет пенсии в случае последующего трудоустройства пенсионера после его увольнения.
На это же указывает и часть 8 статьи 261 Федерального закона "О страховых пенсиях", из которой следует, что при возобновлении работы после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, т.е. в сумме с учетом индексации и корректировки.
Вопреки кассационной жалобе приведенные нормы законодательства, определяющие условия и порядок индексации пенсии при рассмотрении дела, судами первой и апелляционной инстанций истолкованы и применены верно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.