Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-263/2022 по иску Малаховой Галины Анатольевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить реестры для получения социальных выплат, по кассационной жалобе Малаховой Галины Анатольевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Малаховой Н.А. и ее представителя Скобелина В.В, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" Ковальски Р. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малахова Г.А. обратилась в суд к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Салехардская окружная клиническая больница" (далее по тексту ГБУЗ "СОКБ") о признании незаконным бездействия по непринятию мер по начислению ей стимулирующих выплат, возложении обязанности направить в Фонд социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу реестры для получения социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года, за период с августа по ноябрь 2021 года в размере 285 180 руб.
В обоснование требований указала на то, что со 02 октября 1990 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещая со 02 августа 2021 года должность врача-лаборанта клинико-диагностического отдела лабораторного отделения с выполнением должностных обязанностей по проведению лабораторных исследований биологического материала. Поскольку в периоды со 02 августа 2021 года по 13 сентября 2021 года и с 23 октября 2021 года по 30 ноября 2021 года она проводила исследования крови на общий анализ пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, то полагала о возникновении у нее права на получение социальных выплат и оплату работы за счет средств федерального бюджета и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года. Произведя на основании табеля учета рабочего времени расчет подлежащих начислению требуемых выплат с учетом фактически выполняемой в спорном периоде в особых условиях работы в количестве 49 дней (в августе - 22 дня, в сентябре - 8 дней, в октябре - 5 дней, в ноябре - 14 дней) и стоимости нормосмены по коду N 022 в размере 3 880 руб, а с учетом работы в районе Крайнего Севера в размере 5 820 руб, считала о необходимости выплаты ответчиком суммы 285 180 руб. (5 820 руб. * 49 дней).
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года иск Малаховой Г.А. к ГБУЗ "СОКБ" оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня 2022 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Представители третьих лиц Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, ГУ-РО ФСС РФ по Ямало-Ненецкого автономного округа, третье лицо Бикбулатова Л.Н. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Малахова Г.Б. состоит с ответчиком ГБУЗ "СОКБ" в трудовых отношениях, занимая на основании дополнительного соглашения от 02 августа 2021 года к трудовому договору N 297 от 21 января 2003 года должность врача-лаборанта клинико-диагностического отдела лабораторного отделения.
В соответствии с дополнительным соглашением от 02 августа 2021 года истец обязана проводить лабораторные исследования в соответствии со стандартами медицинской помощи, организовать рабочее место для проведения лабораторных исследований, осуществлять мероприятия по обеспечению и контролю качества лабораторных исследований на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах, осваивать и внедрять новые методы лабораторных исследований и оборудования, вести медицинскую документацию в установленном порядке, планировать и анализировать результаты своей работы и готовить отчеты о своей работе.
Согласно табелю учета рабочего времени в спорный период с августа по ноябрь 2021 года Малахова Г.А. исполняла свои трудовые обязанности в августе 2021 года - полный месяц, в сентябре 2021 года - с 01 по 10 число, в октябре 2021 года - с 25 по 29 число, в ноябре 2021 года - с 01 по 03 и с 16 по 30 число.
Полагая о наличии права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года, Малахова Г.А. 08 ноября 2021 года обратилась к работодателю с докладной запиской, в которой просила разобраться в сложившейся ситуации и выплатить стимулирующие выплаты в связи с работой с нативным биоматериалом от пациентов с диагнозом COVID-19.
В ответе ГБУЗ "СОКБ" N 12340 от 07 декабря 2021 года Малаховой Г.А. дан ответ о том, что по результатам работы за август 2021 года она имеет право на получение спорной выплаты.
10 декабря 2021 года работодателю от непосредственного руководителя истца заведующей структурным подразделением Бикбулатовой Л.Н. поступила служебная записка N 4200/01-27, согласно которой Малахова Г.А. работает в отделе гематологии с октября 2020 года, за время работы освоила ряд функций по исследованию крови, которые не относятся к трудовой функции, за выполнение которой полагается социальная доплата.
Кроме того, для оформления служебной записки в последний день месяца (оформляют на оплату медицинские лабораторные техники "данные изъяты" от сотрудника, который выполняет действия с нативным биоматериалом, поступает отчет о выполненной работе с личной подписью. От больных с диагнозом COVID-19 и при подозрении на него берется только венозная кровь, забор крови производится в процедурных кабинетах, в лабораторию поступают пробирки, которые являются безопасными системами для взятия крови как для пациентов, так и для персонала. При исследовании крови на гематологических анализаторах крышка с пробирки не снимается. Ввиду того, что аварийных ситуаций за этот период не было, Малахова Г.А. не выполняет трудовые функции с нативным биоматериалом, на оплату она не подавалась.
Что касается работы Малаховой Г.А. в августе 2021 года, то исследование крови пациентки 23 августа 2021 года произведено на анализаторе врачом КЛД "данные изъяты", введено в программу медицинским лабораторным техником "данные изъяты", приготовление лейкоформулы - медицинским лабораторным техником "данные изъяты", окрашивание препарата - врачом КЛД "данные изъяты", Малахова Г.А. смотрела под микроскопом окрашенный (не нативный) стеклопрепарат (зафиксированный и окрашенный) под контролем "данные изъяты"
Нагрузка истца за август 2021 года составила 0, 42 ставки, работы с нативным материалом (с кровью) не было; за сентябрь 2021 года нагрузка истца составила 0, 58 ставки, работы с биоматериалом не было; за октябрь 2021 года нагрузка составила 0, 98 ставки, работы с биоматериалом не было; в ноябре 2021 года нагрузка истца составила 0, 57 ставки, работы с нативным материалом не было.
В ходе выяснения права истца на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года, работодателем также получены объяснения врача КЛД "данные изъяты", врача КЛД "данные изъяты", медицинского лабораторного техника "данные изъяты", медицинского лабораторного техника "данные изъяты"
С учетом вышеизложенного письмом N 4291/01-27 от 16 декабря 2021 года работодателем сообщено Малаховой Г.А. об отсутствии у нее права на получение специальной социальной выплаты с направлением аналогичного письма в адрес Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
При разрешении заявленных требований судом первой инстанции установлено, что в спорный период действовало постановление Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства Российской Федерации N 1762 от 30 октября 2020 года).
Указанным постановлением утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, определенным категориям работников, к числу которых отнесены работники:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, фельдшеры, средний медицинский персонал, другие работники, принимающие участие в оказании медицинской помощи, водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации - в разных размерах за одну нормативную смену; в том числе медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие медицинскую помощь;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил Фондом социального страхования осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
На основании пункта 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2020 года N 1051-0 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762" руководителям медицинских организаций поручено утвердить локальные нормативные акты о реестре работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Во исполнение указанного приказа ГБУЗ "СОКБ" принят приказ N 3340/1 от 16 ноября 2021 года, которым предусмотрен порядок учета работ, дающих право на получение указанной выплаты, заведующим структурными подразделениями больницы поручено предоставлять табель учета рабочего времени и служебную записку на работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Кроме того, 10 декабря 2020 года в учреждении был издан приказ N 3450/1 "Об утверждении правил предоставления информации по оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции медицинскими работниками ГБУЗ "СОКБ", имеющими право на получение специальной социальной выплаты".
В соответствии с Правилами, утвержденными данным приказом, право на получение специальной социальной выплаты имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую и иную помощь в структурных подразделениях, указанных в приложении N 1 к данным Правилам.
В приложении N 1 приведен реестр структурных подразделений и должностей, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, занимаемая истцом должность в указанном реестре отсутствует.
При этом под кодом категории 022, на который ссылалась истец, полагая, что спорная выплата ей положена, в графе "медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" указаны биологи консультативно-диагностической группы, к которым, как следует из пояснений представителя ответчика, истец не относится.
Какие-либо отчеты о работе с биоматериалами в спорный период истец не представляла.
Ответчиком не оспаривалось, что реестры в отношении истца в территориальное подразделение Фонда социального страхования не представлялись, поскольку, как следует из пояснений представителя ответчика, основания для представления соответствующих сведений отсутствовали, т.к. истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Допрошенные судом свидетели врач Калашник Н.П. пояснила, что в трудовые функции Малаховой Г.А. в спорный период не входило исполнение обязанностей, за которые предусматривается социальная выплата и отчет о работе последней с кровью пациентов с диагностированным COVID-19 не подавался, а также свидетель "данные изъяты", показавшая о выполнении истцом общего анализа крови, о работе истца с кровью зараженных COVID-19 пациентов достоверно пояснить не смогла.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормативными правовыми актами, исходил из того, что у ответчика отсутствовала обязанность по направлению в спорный период в территориальное подразделение Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении истца реестра для осуществления ей специальной социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, поскольку Малахова Г.А. не относится к категории лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как было указано выше, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 право на получение специальной социальной выплаты имеют медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из изложенного следует, что предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 выплаты производятся конкретным указанным в данных нормативных правовых актах категориям работников (медицинским работникам и иным категориям работников), в должностные обязанности которых входит оказание медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) либо они при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что должно быть подтверждено в установленном порядке.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, Малахова Г.А. не имеет медицинского образования, участия в профилактике, диагностике и лечении заболеваний не принимает и не контактирует с пациентами, работает исключительно с биологическими материалами, отобранными у последних другими специалистами (медицинскими работниками с соответствующим медицинским образованием) и определяет наличие либо отсутствие тех или иных биосред в переданном ей для проведения исследования биоматериале.
Указанное обстоятельство истцом, как в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, так и в ходе апелляционного рассмотрения не оспаривалось.
Таким образом, оснований считать, что истец имеет право на получение выплат, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, у судов первой инстанции и апелляционной инстанции не имелось; доводы истца о том, что она могла проводить исследования биоматериала лиц, в том числе зараженных новой коронавирусной инфекцией, обоснованно признаны несостоятельными, поскольку указанный факт самостоятельного правового значения в рамках заявленных исковых требований не имеет и не свидетельствует о наличии права на получение спорных выплат.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления об отказе в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить в ГУ - РО ФСС по Ямало-Ненецкому автономному округу реестры для получения социальных выплат являются законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 430 от 14 апреля 2020 года "Об установлении выплат работникам медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения ЯНАО на период реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" утвержден Порядок, который устанавливает необходимые для получения социальной выплаты условия, категории персонала и список медицинских организаций, в который включено ГБУЗ "СОКБ", а в перечне должностей предусмотрена должность врача-лаборанта; судами необоснованно заявленный спор рассмотрен без учета данного постановления, судебной коллегией отклоняются, поскольку требования о взыскании выплат во исполнение указанного постановления при обращении в суд истцом не заявлялись и в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции спор разрешен в рамках заявленных истцом требований, а изменение и уточнение исковых требований в ходе апелляционного рассмотрения не допускается.
Кроме того, постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 430 от 14 апреля 2020 года издано не в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, а является самостоятельным нормативным актом, предоставляющим определенным категориям работников дополнительные гарантии за счет средств окружного бюджета, при этом размер, основания выплат и категории работников, в отношении которых подлежат начислению указанные выплаты в рамках постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 430 от 14 апреля 2020 года и постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, не являются идентичными.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, Малахова Г.А. не лишена возможности обратиться к работодателю с заявлением о выплате предусмотренной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 430 от 14 апреля 2020 года социальной выплаты, а в случае спора - в суд с соответствующими требованиями.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что суд не учел представленные ею доказательства, а именно составленный ею отчет за август-ноябрь 2021 года, содержащий сведения о дате забора у пациентов биоматериала на анализ и дате лабораторного подтверждения диагноза COVID-2019 в отношении этих пациентов, подлежат отклонению, поскольку с учетом установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств об имеющемся у истца образовании, занимаемой ею должности и возложенных на нее обязанностях, функций, возложенных на структурное подразделение, в котором осуществлялась ее деятельность в спорный период, видов выполненных ею работ в августе-октябре 2021 года, выполнение истцом работ, дающих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, не доказано.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций.
При этом в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малаховой Галины Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.