Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2008 г. N А21-1683/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 25.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского общества Светловский рыбкооп на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А21-1683/2008 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Петренко Т.И.),
установил:
Потребительское общество Светловский рыбкооп (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление) от 26.03.2008 N 22/ЭК-08 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда, фактически оспаривая и решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в деяниях Общества отсутствует состав вмененного ему правонарушения, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду им вносилась, а нарушение сроков оплаты может быть признано малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Общества и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Управлением проведена проверка соблюдения Обществом природоохранного законодательства по вопросу своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено невнесение платы за 4 квартал 2006 года и 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.03.2008 N 13 и протоколе от 20.03.2008 N 22/ЭК-08 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 26.03.2008 N 22/ЭК-08 Общество признано виновным в нарушении сроков внесения платы за 4 квартал 2006 года (внесена 25.01.2007), за 2, 3 и 4 кварталы 2007 года (внесена 21.03.2008, 02.11.2007 и 20.02.2008 соответственно), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о наличии в деяниях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, оставив решение без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; а под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.41 КоАП РФ.
Управлением установлено и заявителем не оспаривается, что осуществляя деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, Общество несвоевременно вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду: плата за 4 квартал 2006 года внесена 25.01.2007, за 2, 3 и 4 кварталы 2007 года - 21.03.2008, 02.11.2007 и 20.02.2008 соответственно.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деяниях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2006 года в данном случае не повлияло на принятие по существу правильных судебных актов.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Ссылка Общества на заключенный им со специализированной организацией (ООО "Биоэкос") договор от 10.01.2007 на захоронение твердых бытовых отходов, как на основание для освобождения от ответственности, отклоняется, поскольку указанный договор являются договором возмездного оказания услуг, перехода права собственности на отходы по этому договору не произошло.
В кассационной жалобе Обществом поставлен вопрос о малозначительности совершенного им правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, правильно применив положения названной нормы права.
Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А21-1683/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу потребительского общества Светловский рыбкооп - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2008 г. N А21-1683/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника