Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Давыдова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Динского района в интересах несовершеннолетнего ФИО19 к администрации муниципального образования Динской район и бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" о выделении денежных средств для выплаты денежной компенсации и выплате денежной компенсации
по кассационной жалобе Скобочкиной Анны Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, законного представителя несовершеннолетнего ФИО12 - Скобочкину А.Ю, представителя администрации муниципального образования Динского района по доверенности Никифорову Л.Н, прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор Динского района Краснодарского края обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО24 с иском к администрации муниципального образования Динской район и бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" (далее - БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова"), в котором просил:
- возложить на администрацию муниципального образования Динской район обязанность выделить денежные средства для выплаты компенсации ребенку-инвалиду ФИО21 за питание в размере 123 454, 40 рублей за период с 01 сентября 2014 года до 01 марта 2021 года;
- возложить на БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" обязанность произвести выплату компенсации ребенку-инвалиду ФИО20 за питание в размере 123 454, 40 рублей за период с 01 сентября 2014 года до 01 марта 2021 года в течение месяца с момента выделения денежных средств на эти цели.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года иск прокурора Динского района Краснодарского края удовлетворен.
На администрацию муниципального образования Динской район возложена обязанность выделить денежные средства для выплаты компенсации ребенку-инвалиду ФИО15 за питание в размере 123 454, 40 рублей за период с 01 сентября 2014 года до 01 марта 2021 года.
На БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" возложена обязанность произвести выплату компенсации ребенку-инвалиду ФИО16 за питание в размере 123 454, 40 рублей за период с 01 сентября 2014 года до 01 марта 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года решение Динского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года изменено.
На администрацию муниципального образования Динской район возложена обязанность выделить денежные средства для выплаты компенсации ребенку-инвалиду ФИО17 за питание в размере 14 018, 20 рублей за период с 01 сентября 2020 года по 01 марта 2021 года.
На БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" возложена обязанность произвести выплату компенсации ребенку-инвалиду ФИО18. за питание в размере 14 018, 20 рублей за период с 01 сентября 2020 года по 01 марта 2021 года.
В остальной части решение Динского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе законный представитель несовершеннолетнего ФИО14 - Скобочкина А.Ю. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы законный представитель несовершеннолетнего ФИО13 Скобочкина А.Ю. критикует выводы суда апелляционной инстанции относительно заявительного характера выплаты компенсации за питание учащимся с ограниченными возможностями на дому. Полагает, что то обстоятельство, что ею не подано в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, не может повлечь за собой отказ в удовлетворении иска, поскольку в период с 01 сентября 2014 года по 01 марта 2021 года порядок замены обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, питания денежной компенсацией предусмотрен не был. Обращает внимание, что заявителю как законному представителю ребенка-инвалида, не разъяснялась необходимость подачи заявления для получения денежной компенсации взамен питания. Указывает, что ответчиком не представлено в суд доказательств реализации права ребенка-инвалида на получение бесплатного двухразового питания иным способом, что существенно нарушило его права.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего ФИО22 - Скобочкина А.Ю. кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель администрации муниципального образования Динского района по доверенности Никифорова Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Прокурор Давыдов А.А. в судебном заседании полагал кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав явившихся лиц, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационного представления, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Скобочкина А.Ю. является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус "ребенок-инвалид" с 01 сентября 2013 года.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от 21 января 2015 года, ФИО2 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью.
Согласно выпискам из протокола ВКК от 19 июня 2018 года, от 18 июля 2019 года, от 14 июля 2020 года ФИО2 определено домашнее обучение.
С 01 сентября 2014 года ФИО2 является учащимся БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова", получающим образование на дому.
01 марта 2021 года законный представитель Скобочкина А.Ю. обратилась с заявлением к директору БОУ МО Динской район "Средняя общеобразовательная школа N2 имени А.В. Суворова" на выплату ребенку-инвалиду ФИО23 компенсации за питание, которое по результатам рассмотрения удовлетворено и с момента обращения законному представителю начата выплата соответствующей компенсации.
24 мая 2021 года Скобочкина А.Ю. обратилась в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о выплате ей компенсации за питание ребенка-инвалида с 01 сентября 2014 года (с момента начала его обучения в школе) и до 01 марта 2021 года.
В удовлетворении данного заявления администрацией муниципального образования Динской район отказано, что послужило основанием для обращения Скобочкиной А.Ю. в прокуратуру Динского района.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 34, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 16, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением совета муниципального образования Динской район от 17 февраля 2021 года N 92-10/4, исходил из того, что право на получение компенсации за питание ребенка-инвалида у Скобочкиной А.Ю. возникает с момента начала обучения несовершеннолетнего в образовательной организации (01 сентября 2014 года), при этом неурегулированность порядка выплаты такой компенсации на местном уровне не является основанием для отказа в реализации права заявителя, поскольку это право гарантировано положениями части 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действовавшей на момент спорных правоотношений.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части размера компенсации и периода, за который она подлежит взысканию.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положением пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, пришел к выводу, что указанным нормативным правовым актом предусмотрен заявительный характер обращения с предоставлением определенного пакета документов, а получение компенсации обусловлено именно волеизъявлением представителя несовершеннолетнего обучающегося по домашней форме обучения и носит альтернативный характер.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права.
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Администрацией муниципального образования Динской район вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием или выплаты компенсации длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался.
По результатам рассмотрения внесенного 22 января 2021 года представления прокуратурой Динского района, решением совета муниципального образования Динской район от 17 февраля 2021 года N внесены изменения в решение Совета муниципального образования Динской район от 27 января 2021 года "Об утверждении Положения об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Динского района", где предусмотрен порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья горячим питанием либо выплаты соответствующей компенсации при обучении на дому.
В соответствии с порядком для назначения и выплаты компенсации за питание законному представителю необходимо обратиться в образовательную организацию с соответствующим заявлением и пакетом документов.
Решением совета муниципального образования Динской район от 17 февраля 2021 N внесены изменения в решение Совета муниципального образования Динской район от 29 декабря 2020 года N59-7/4 "О бюджете муниципального образования Динской район на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", которыми в бюджете района предусмотрены расходы на реализацию вышеуказанных прав детей-инвалидов в размере 5 000 000 рублей.
В соответствии с части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ФИО2, обучающимся на дому, права требовать предоставления денежной компенсации стоимости горячего питания с 01 сентября 2014 года привел к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
Так, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2770-КЗ, право на бесплатное питание, как таковое, в государственных образовательных организациях Краснодарского края имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (в редакции от 24 сентября 2019 г.) утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Пунктом 4 приложения N1 вышеуказанного постановления, предусмотрена выплата денежной компенсации при отсутствии горячего питания, а также при наличии только одноразового горячего питания обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере, эквивалентном стоимости горячего питания за каждый день.
Конкретный размер компенсации устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из нормативов, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 года N 485 внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, Приложение 1 дополнено пунктом 5 следующего содержания:
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация), осваивающим адаптированные основные общеобразовательные программы в форме индивидуального обучения на дому (далее - обучающиеся на дому), не посещающим занятия (уроки) в образовательной организации на основании заключения медицинской организации по заболеваниям, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 года N 436н, выплачивается денежная компенсация.
Конкретный размер денежной компенсации устанавливается образовательной организацией в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Количество дней денежной компенсации обучающимся на дому рассчитывается исходя из количества учебных дней в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, нахождения ребенка в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во внеканикулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся на дому находится на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 12 августа 2021 года прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 года "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Приведенные выше нормы материального права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не учтены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что при разрешении исковых требований, судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлекшие принятие неверного судебного постановления.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Динского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.