Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, с участием прокурора Давыдова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетней Брык Надежды Александровны к Государственному бюджетному образовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Полтавской о выплате денежной компенсации и организации предоставления мер социальной поддержки
по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, пояснения прокурора, представителя ответчика Лебедь Ж.В, представителя третьего лица Усанову О.Ф, судебная коллегия
установила:
прокурор Красноармейского района Краснодарского края обратился в суд в интересах несовершеннолетней Брык Н.А. с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Полтавской (далее - ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской), в котором просил:
- возложить на ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской обязанность выплатить денежную компенсацию законному представителю несовершеннолетней Брык Н.А. - Брык Т.А. с 01 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (в редакции от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан";
- возложить на ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской обязанность организовать для несовершеннолетней Брык Н.А, 12 марта 2013 года рождения, предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2, 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (в редакции от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан" с момента вступления в силу решения суда до наступления обязательств, подтвержденных медицинскими документами, позволяющих проходить Брык Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучение непосредственно в образовательном учреждении.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года иск прокурора Красноармейского района Краснодарского края удовлетворен.
На ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской возложена обязанность выплатить денежную компенсацию законному представителю несовершеннолетней Брык Н.А. - Брык Т.А. с 01 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (в редакции от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан".
Организовать ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской для несовершеннолетней Брык Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2, 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (в редакции от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан" с момента вступления в силу решения суда до наступления обязательств, подтвержденных медицинскими документами, позволяющих проходить Брык Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучение непосредственно в образовательном учреждении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года отменено в части возложении на ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской обязанности выплатить денежную компенсацию законному представителю несовершеннолетней Брык Н.А. - Брык Т.А. с 01 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (в редакции от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан", в указанной части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы прокурор Краснодарского края критикует выводы суда апелляционной инстанции, указывая, что поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования, то образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания. Отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 22 августа 2021 года прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством. Полагает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что горячее питания организовано в образовательном учреждении для фактически пребывающих учащихся школы и в ответе на представление прокурора прямо указано на отсутствие в школе обеспечения сухим пайком или выплаты компенсации за питание, при этом несовершеннолетняя Брык Н.А. в силу обучения на дому и инвалидности не имела возможности получать горячее питание в образовательной организации. Кроме того, полагает, что судом апелляционной инстанции не устранены нарушения допущенные судом первой инстанции в части не привлечения Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в качестве соответчика по делу, поскольку компенсация за питание является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации и образовательное учреждение, в котором обучается Брык Н.А, подведомственно министерству.
В судебном заседании прокурор Давыдов А.А. кассационное представление поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Лебедь Ж.В. и представитель третьего лица по доверенности Усанова О.Ф. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав явившихся лиц, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационного представления, изученным материалам дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено, что Брык Т.А. является матерью несовершеннолетней Брык Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус "ребенок-инвалид".
Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район от 20 марта 2020 года, ФИО1 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая нуждается в обучении по основным общеобразовательным программам на дому.
Брык Т.А. является учащейся ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской, получающей образование на дому с 01 сентября 2020 года.
18 декабря 2020 года прокуратурой Красноармейского района внесено представление исполняющему обязанности директора ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской по поводу компенсации за двухразовое питание детям обучающихся на дому, в удовлетворении которого отказано в связи с отсутствием в Порядке обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденном постановлением губернатора Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466, оснований для выплаты данной компенсации и как следствие отсутствия финансирования на указанные цели из бюджета края.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 34, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьями 23, 26 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года N2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае", Порядком обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 "Об утверждении порядков обеспечением питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан", исходил из того, что Брык Н.А, являющаяся ребенком-инвалидом, и получавшая образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием здоровья, не обеспечена мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, в связи с чем подлежит взысканию денежная компенсация.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности выплатить денежную компенсацию с 01 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года на основании Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, поскольку указанным нормативным правовым актом не предусмотрена возможность выплаты таковой взамен горячего питания в натуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права.
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года N1241, министерство осуществляет функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета.
Таким образом, сумма компенсации является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации, а образовательное учреждение, в котором обучается Брык Н.А, подведомственно Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
В соответствии с части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Брык Н.А, обучающейся на дому, права требовать предоставления денежной компенсации стоимости горячего питания привел к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
Так, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2770-КЗ, право на бесплатное питание, как таковое, в государственных образовательных организациях Краснодарского края имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (в редакции от 24 сентября 2019 г.) утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Пунктом 4 приложения N1 вышеуказанного постановления, предусмотрена выплата денежной компенсации при отсутствии горячего питания, а также при наличии только одноразового горячего питания обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере, эквивалентном стоимости горячего питания за каждый день.
Конкретный размер компенсации устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из нормативов, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решением городской Думы Краснодара от 28 января 2010 года N 69 пунктом 5 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 1 указанного Порядка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях на дому, бесплатное двухразовое питание может быть заменено компенсацией в размере стоимости двухразового питания.
Как следует из искового заявления, истцом заявлены требования о взыскании компенсации за питание за период с 1 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года.
Возможность замены питания денежной компенсацией не предусмотрена Порядком в редакции, актуальной в спорный период.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 года N 485 внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, Приложение 1 дополнено пунктом 5 следующего содержания:
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация), осваивающим адаптированные основные общеобразовательные программы в форме индивидуального обучения на дому (далее - обучающиеся на дому), не посещающим занятия (уроки) в образовательной организации на основании заключения медицинской организации по заболеваниям, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 года N 436н, выплачивается денежная компенсация.
Конкретный размер денежной компенсации устанавливается образовательной организацией в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Количество дней денежной компенсации обучающимся на дому рассчитывается исходя из количества учебных дней в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, нахождения ребенка в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во внеканикулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся на дому находится на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 12 августа 2021 года прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 года "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Приведенные выше нормы материального права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не учтены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами кассационного представления прокурора Краснодарского края о том, что при разрешении исковых требований, судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлекшие принятие неверного судебного постановления.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления в части отмены решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года об удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетней Брык Н.А. к ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской о выплате денежной компенсации и оставления в указанной части в силе решения суда первой инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года отменить в части отмены решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года об удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетней Брык Надежды Александровны к Государственному бюджетному образовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Полтавской о выплате денежной компенсации.
В указанной части оставить в силе решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.