Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зорина Игоря Вистиславовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о признании права на назначении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта 2022 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Зорин И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополе (далее - ГУ-ОПФР по городу Севастополю), в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать право Зорина И.В. на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на получение пенсии - 30 сентября 2021 года;
- возложить на ГУ-ОПФР по городу Севастополю обязанность назначить Зорину И.В. страховую пенсию по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения 30 сентября 2021 года;
- возложить на ГУ-ОПФР по городу Севастополю обязанность включить в страховой стаж Зорина И.В, дающий право на назначение ему страховой пенсии в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 01 ноября 1993 года по 01 декабря 2001 года (08 лет 01 месяц).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта декабря 2022 года исковые требования Зорина И.В. удовлетворены.
Признано право Зорина И.В. на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на получение пенсии - 30 сентября 2021 года.
На Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность назначить Зорину И.В. страховую пенсию по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на получение пенсии - 30 сентября 2021 года.
На Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность включить период работы с 01 ноября 1993 года по 01 декабря 2001 года (08 лет 01 месяцев) в стаж работы Зорина И.В, дающий право на досрочное назначение ему страховой пенсии в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю в пользу Зорина И.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта 2022 года изменено в части включенного в страховой стаж Зорина И.В. периода работы.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность включить в страховой стаж Зорина И.В. период работы с 15 ноября 1993 года по 06 декабря 2001 года.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об отказе Зорину И.В. в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика, ссылаясь на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 июня 1992 года N2989-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" принятая этим Законом в новой редакции часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18 декабря 1970 года вступила в силу с 01 сентября 1992 года, в связи с чем время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, может быть засчитан в страховой стаж для определения права на страховую (трудовую) пенсию и в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав не ранее чем с 01 сентября 1992 года, при этом суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о включении в страховой стаж истца период отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии с ноября 1993 года по декабрь 2001 года, поскольку за указанный период страховые взносы не уплачивались.
Кроме этого, полагает, что суды незаконно взыскали с ответчика, освобожденного в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, в расходы по оплате государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зорин И.В. является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
30 сентября 2021 года Зорин И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-ОПФР по городу Севастополю с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 октября 2021 года решением ГУ-ОПФР по городу Севастополю N Зорину И.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента - 18, 6.
В страховой стаж Зорина И.В. пенсионным органом включены периоды работы: с 12 июля 1976 года по 03 апреля 1978 года; с 24 мая 1978 года по 02 августа 1978 года; с 15 сентября 1978 года по 20 марта 1979 года; с 26 марта 1979 года по 17 июля 1980 года; с 05 января 1981 года по 21 мая 1982 года; с 15 февраля 1983 года по 15 апреля 1983 года; с 22 апреля 1983 года по 20 октября 1983 года; с 15 ноября 1983 года по 15 декабря 1983 года; с 15 января 1984 года по 15 июня 1984 года; с 14 июля 1984 года по 04 декабря 1984 года; с 15 июля 1985 года по 31 июля 1985 года; с 04 мая 1988 года по 06 февраля 1989 года; с 21 июня 2002 года по 01 ноября 2002 года; с 06 октября 2017 года по 29 сентября 2021 года.
Пенсионным органом отказано во включении в страховой стаж Зорина И.В. периода работы с 01 ноября 1993 года по 01 декабря 2001 года в Государственном учреждении "Замковая исправительная колония N 58", поскольку за истца не уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.
По подсчетам ответчика страховой стаж Зорина И.В. составил - 11 лет 10 месяцев 04 дня, размер индивидуального пенсионного коэффициента - 14, 867.
13 июля 1993 года Зорин И.В. осужден по приговору Ленинского районного суда г. Севастополя.
В период с 1993 года по 2001 год Зорин И.В. отбывал наказание в Государственном учреждении "Замковая исправительная колония N 58", при этом истцу с ноября 1993 года по декабрь 2001 года начислялась заработная плата, информацию о фактически отработанном времени за период с 1993 года по 2001 год не представляется возможным предоставить, поскольку данная документация уничтожена согласно акту, на уничтожение бухгалтерских дел от 08 ноября 2013 года
06 декабря 2001 года Зорин И.В. освобожден по отбытии срока.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Зорина И.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 8, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исходил из того, что поскольку, страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации приобрели обязательный характер с вступлением в законную силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то до 15 декабря 2001 года оплата таковых страховых взносов не являлась обязательным условием, при этом положения части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации позволяют включить в страховой стаж спорный период.
Поскольку с учетом включенных в страховой стаж пенсионным органом периодов и периода с 01 ноября 1993 года по 01 декабря 2001 года включенного судом, страховой стаж истца составляет более 11 лет и индивидуальный пенсионный капитал составляет более 18, 6, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец Зорин И.В. имеет право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - 30 сентября 2021 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что в соответствии с пунктом 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, решение суда подлежит изменению в части указания периода работы в государственном учреждении "Замковая исправительная колония N 58" с 15 ноября 1993 года по дату освобождения - 06 декабря 2001 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что лицам, которым в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 и 55 лет соответственно, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, с учетом переходных периодов, установленных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В 2020 году страховая пенсия по старости назначается при наличии продолжительности страхового стажа 11 лет и величины индивидуального пенсионного капитала не ниже 18, 6 балла.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1-94-У утверждена Инструкция "О порядке учета времени работы, осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж".
В соответствии с названной Инструкцией, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий (пункт 1.1), учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (пункт 1.2), в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (пункт 1.3), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (пункт 1.4).
Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения (пункт 2.1).
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (пункт 3.1).
Впервые положения части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в общий трудовой стаж для назначения пенсий, введены Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1.
В связи с внесением изменения в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 02 ноября 1992 N 1-94-У принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в пункте 1.1 которой также указано о том, что положение части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу только с 01 сентября 1992 года.
С 01 июля 1997 года Закон N 2988-1 утратил силу, с указанного времени вступил в силу Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 98 которого предусматривает, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Статья 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.
Таким образом, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы может быть засчитано в общий трудовой стаж для определения права на страховую пенсию и в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав с 1 сентября 1992 года.
С 01 января 2015 года на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ).
В силу часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Часть вторая предполагает, что периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Судами установлено, что в период отбытия Зориным И.В. наказания по приговору Ленинского районного суда г. Севастополя отбывал наказание в государственном учреждении "Замковая исправительная колония N 58".
При подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости Зориным И.В. предоставлена справка о заработной плате от 23 октября 2018 года N 294 выданная государственным учреждением "Замковая исправительная колония N 58", из которой усматривается, что истцу с ноября 1993 года по декабрь 2001 года начислялась заработная плата, то есть истец в указанный период времени, отбывая наказание по приговору Ленинского районного суда г. Севастополя, осуществлял трудовую деятельность.
При этом поскольку, страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации приобрели обязательный характер с вступлением в законную силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то до 15 декабря 2001 года оплата страховых взносов не являлась обязательной.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив факт работы и начисления истцу заработной платы в исправительной колонии при отбытии им наказания по приговору суда, что является обязательным условием для включения спорных периодов в страховой стаж, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов о наличии оснований для включения периодов работы Зорина И.В. с 15 ноября 1993 года по дату освобождения - 06 декабря 2001 год в общий страховой стаж основанными на законе.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в оспариваемом судебном акте отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Разрешая заявленные требования, судами правильно определен характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Доводы, приведенные ответчиком в кассационной в жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
Из материалов дела следует, что истцом при обращении в суд с иском уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Судом первой инстанции по правилам части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина взыскана с ответчика в пользу истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы в указанной части представитель ответчика ссылался на правовую позицию о том, что ответчик в данном случае выступает в защиту государственных интересов, в связи с чем освобожден от уплаты госпошлины.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", разъяснено, что после рассмотрения судом спора у стороны, не в пользу которой разрешено дело, возникает обязанность по возмещению другой стороне судебных расходов (статья 100 ГПК РФ, статья 110 АПК РФ, статья 111 КАС РФ).
В случае удовлетворения требований физических и юридических лиц об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по возмещению судебных расходов возлагается судом непосредственно на орган власти, организацию, чьи решение, действия (бездействие) оспаривались. При этом подтвержденное судебным актом требование о возмещении судебных расходов также исполняется за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины получил оценку в апелляционном определении.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта 2022 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 марта 2022 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.