Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Иркутской области, поданную 18 ноября 2022 года, на решение Иркутского областного суда от 11 марта 2022 года, дополнительное решение Иркутского областного суда от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года
по административному делу N 3а-364/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании не действующим в части постановления Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года N 536-пп "Об утверждении Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов", Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя кассатора Хороших К.А, просившего удовлетворить кассационную жалобу, пояснения прокурора Афонина А.В, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
В исковом заявлении в обоснование административных исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор указывает, что Прокуратурой Иркутской области проведена проверка на предмет исполнения министерством сельского хозяйства Иркутской области (далее - министерство) требований законодательства при проведении в 2021 году конкурсного отбора на право получения грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в соответствии с Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области (далее-кассатор) от 26.10.2015 N 536-пп (далее - Постановление N 536-пп, Положение о предоставлении грантов).
В ходе проверки установлено, что по результатам конкурсного отбора, проведенного 24-26 февраля 2021 г, министерством принято распоряжение от 26.02.2021 N 41-мр о признании победителем конкурсного отбора СПССПК "Солнечный". Кооперативы СССППК "Дархан", СПССПК "Иркутский крестьянин", набравшие одинаковое количество баллов по всем критериям, победителями не признаны по причине отсутствия правового регулирования возникшей ситуации.
На оставшиеся средства в размере 32, 2 млн. рублей министерством было принято решение объявить новый конкурс, после внесения изменений в Положение о предоставлении грантов, устранив возможность повтора ситуации с равным количеством баллов.
Разработанным министерством проектом постановления Правительства Иркутской области о внесении изменений в Положение, определены новые критерии для составления рейтинга участников конкурса и предусмотрено, что при равном количестве баллов, набранных заявками, преимущество отдается участнику с более ранней датой регистрации в качестве юридического лица.
На данный проект Прокуратурой Иркутской области 23.07.2021 дано отрицательное заключение, поскольку, по мнению прокуратуры, указанное условие определения победителя не соответствует статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ), в силу которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако, постановлением Правительства области от 30.08.2021 N 609-пп в Положение о предоставлении грантов, утвержденное Постановлением Правительства N 536-пп, внесены изменения в части порядка составления рейтинга участников конкурсного отбора без учета отрицательного заключения Прокуратуры Иркутской области.
Так, пункт 29 Положения о представлении грантов предусматривает, что при равном количестве баллов, набранных заявками, преимущество отдается заявке участника отбора с более ранней датой регистрации в качестве юридического лица.
Прокурор полагал, что при этом, установление критерия приоритетности оказания государственной поддержки сельхоз товаропроизводителям исходя из даты их государственной регистрации федеральным законодательством не предусмотрено.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) необходимо доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий, в том числе в результате, создания для отдельных участников конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции.
Законом Иркутской области от 16.12.2020 N 114-оз "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрено стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в форме предоставления грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2022-2023 гг. Таким образом, существует угроза ограничения конкуренции неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые будут участвовать в отборах, проводимых министерством сельского хозяйства Иркутской области в последующие годы.
Прокурор считает, что абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2015 N 536-пп, подлежит признанию недействительным, поскольку он противоречит статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заместитель прокурора Иркутской области с учетом уточнений административных исковых требований просит суд признать недействующим абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. N 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 N 609), со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Иркутского областного суда от 11 марта 2022 года (далее-решение суда первой инстанции) иск удовлетворен, признано недействующим абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. N 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 N 609) со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
28 июня 2022 года судом первой инстанции принято дополнительное решение, которым на Правительство Иркутской области возложить обязанность опубликовать решение Иркутского областного суда от 11 марта 2022 г. по административному делу N За-З 64/2022 или сообщение о нем в общественно-политической газете "Областная", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение суда первой инстанции (с учетом дополнительного решения от 28 июня 2022 года) оставлено без изменения.
Кассатор просит отменить судебные акты, выражая несогласие с выводами судов о том, что "оспариваемая норма устанавливает дату государственной регистрации как критерий отбора, участников при равной сумме баллов, которая объективно не является показателем, свидетельствующим о наилучшем достижении результата получения субсидии"; "более ранняя дата государственной регистрации в качестве юридического лица не отвечает целям федеральных Правил, задачам региональной программы, создавая преимущество исходя из условия, не связанного с понятием конкуренции"; "субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе к дате регистрации такого хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица".
Кассатор настаивает на том, что исходя из правовой природы отбора на предоставление грантов, именно основания, установленные в пункте 23 Положения N 536-пп, являются критериями отбора лиц, имеющих право на получение грантов, так как все лица, допущенные к участию в отборе в соответствии с данной нормой, имеют право на получение грантов. При этом грант предоставляется победителям конкурса, заявкам которых присвоены наименьшие порядковые номера в рейтинге (пункт 32 Положения N 536-пп) на основании критериев Методики бальной системы оценок.
По мнению кассатора оспариваемая норма к указанным требованиям, критериям или основаниям не относится и вопреки выводу суда апелляционной инстанции, не устанавливает дополнительных требований к дате государственной регистрации в качестве юридического лица, предъявляемых к заявителям на право участия в отборе, оспариваемая норма предусматривает, что при равном количестве баллов, набранных заявками, преимущество отдается заявке участника отбора с более ранней датой регистрации в качестве юридического лица.
Кассатор настаивает на том, что применение оспариваемой нормы определяет лишь положение заявки участника в рейтинге в случае, если по итогам оценки по всем иным критериям, двум или более заявкам присвоено равное количество баллов.
Кассатор считает, что суд, отождествляя указанные выше понятия, пришел к выводу об отнесении даты государственной регистрации в качестве юридического лица к критериям отбора, что не соответствует обстоятельствам дела, а оспариваемая норма не влияет на допуск к участию в отборе и не имеет решающего значения при формировании рейтинга заявок, так как решающее значение имеет Методика бальной системы оценок и абзацы второй и третий пункта 29 Положения N 536-пп.
Кассатор настаивает на том, что указанная же в ППВС РФ N 2 необходимость оценки не самих критериев, а их объективности позволяет избежать в судебных актах вторжения в компетенцию органов исполнительной власти.
По мнению кассатора суды не приводят в судебных актах доводов, доказывающих, что рассматриваемый критерий не является экономически объективным, а в действиях Правительства Иркутской области отсутствует законная цель при установлении такого критерия.
Кассатор полагает, что следуя логике обжалуемых судебных решений, как содержащие экономически необъективные критерии, следует также признать положения абзацев второго и третьего пункта 29 Положения N 536-пп, в соответствии с которыми к сумме баллов, набранных заявками участников, ранее не являвшихся получателями грантов или осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера, применяются повышающие коэффициенты.
Правительство Иркутской области убеждено, что органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют приоритетные условия развития сельского хозяйства в регионе, а также критерии оценки заявок участников на получение грантов.
Указанное по мнению кассатора свидетельствует о том, что суды не приводят доводов, доказывающих вывод о создании оспариваемой нормой преимуществ исходя из условия, не связанного с понятием конкуренции и не свидетельствующего о наилучшем достижении результата получения субсидии.
Кассатор указывает, что целью предоставления субсидии является софинансирование мероприятий Региональной государственной программы, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в приоритетных для субъекта РФ подотраслях агропромышленного комплекса. Минсельхоз России в своем письме от 7 сентября 2022 года N 10/1049 (приобщено к делу) указал, что порядок и условия предоставления средств из бюджетов субъектов РФ на поддержку сельскохозяйственного производства, критерии, предъявляемые к получателям средств, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, субъекты РФ устанавливают самостоятельно с учетом анализа возможных рисков нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств получателями государственной поддержки.
Кассатор ссылается на подпункт "а" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года N 1492 согласно содержанию которого конкурс при определении получателя субсидии проводится исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия.
Кассатор настаивает на том, что связь между датой регистрации юридического лица и достижением наилучших результатов основана на следующем. Сельскохозяйственный потребительский кооператив представляет собой кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ)). Высшим органом управления кооперативом является общее собрание членов кооператива, проходящее ежегодно (пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 193-ФЗ). Кооператив должен состоять в ревизионном союзе и раз в два года осуществлять ревизию деятельности (статья 31, пункты 1, 3 статьи 33 Федерального закона N 193-ФЗ). Пунктом 15 Положения N 536-пп предусмотрено, что участники конкурса обязаны приложить к заявке на участие в конкурсе документы, подтверждающие наличие имущества, ведение финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о количестве членов кооператива.
По мнению кассатора из изложенного следует, что при отсутствии фактического ведения хозяйственной деятельности и наличии намерения участвовать в конкурсе на получение гранта "возобновить" деятельность кооператива в сравнении с, например, хозяйственными обществами, гораздо труднее, учитывая, что на момент подачи заявки кооператив должен осуществлять хозяйственную деятельность, в которой должны участвовать все его члены, иметь имущество и необходимое количество членов кооператива, а также вести бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Сфера сельского хозяйства в сравнении с другими сферами деятельности требует более длительного периода времени на производство продукции из-за большого количества этапов производства итогового продукта, готового к реализации, зависимости производства от множества факторов (демография, погодные условия, уровень образования, инновационные технологии и уровень развития науки и техники).
Кассатор настаивает на том, что более ранняя дата государственной регистрации кооператива указывает на более длительный срок осуществления им деятельности, что объективно свидетельствует о стабильном сотрудничестве членов кооператива в течение длительного периода времени, финансовой устойчивости и производительности кооператива, наличии более развитой материально- технической и клиентской базы, налаженных устойчивых связях с иными хозяйствующими субъектами в сфере реализации готовой продукции.
Правительство Иркутской области настаивает на том, что срок осуществления деятельности участником отбора также позволяет судить о его финансовой устойчивости и способности достичь результатов предоставления гранта, которые указаны в соглашении, в связи с чем использование предусмотренного оспариваемой нормой показателя является обоснованным.
Кассатор указывает, что вопреки выводу суда апелляционной инстанции о том, что "дата государственной регистрации как критерий отбора участников при равной сумме баллов объективно не является показателем, свидетельствующим о наилучшем результате получения субсидии" правоприменительная практика показывает, что опыт организации, определяемый по дате ее регистрации, признается законным и обоснованным критерием при проведении конкурентных процедур (Решение Самарского УФАС России от 15.02.2022 N 063/06/54.7-89/2022, Постановление Мурманского УФАС России от 25.05.2017 N 06-12/17-22А, Решение Новгородского УФАС России от 03.09.2020 N 053/07/3-449/2020, Решение Ульяновского УФАС России от 28.01.2019 N 15384/04-2019).
Кассатор считает, что учитывая, что действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии и порядок оценки заявок участников конкурса на получение гранта, а также ограничения самостоятельного их установления субъектами РФ, специфику деятельности в сфере сельского хозяйства, рынок сельскохозяйственной продукции, цели предоставления субсидии, положения законодательства, определяющие сущность кооперативов, а также требования к заявке на участие в конкурсе, дата государственной регистрации в качестве юридического лица является объективным экономическим показателем, который применяясь факультативно, позволяет выбрать среди равных участников, признанных по результатам оценки лучшими, того участника, который достигнет наилучшего результата предоставления субсидии, тем самым не создавая преимущества исходя из условия, не связанного с понятием конкуренции.
Кассатор считает, что суды не проанализировав сущность рассматриваемых общественных отношений и акты их регулирующие, пришли к необоснованному и немотивированному выводу о нарушении оспариваемой нормой действующего законодательства, что также противоречит пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", согласно которому решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Кассатор указывает, что ошибочно в основу вывода суда первой инстанции о несоответствии оспариваемой нормы антимонопольному законодательству было положено письмо Иркутского УФАС от 11 октября 2021 года N 038/4908/21 (далее - Письмо), которое как указывает суд первой инстанции "является письменным доказательством и оценено судом наряду с другими доказательствами по правилам статьи 89 КАС РФ" (абзац 3 страницы 17 Решения).
В судебном заседании представитель кассатора просил удовлетворить кассационную жалобу. Прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закона N 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.
Статьей 12 Закона N 1-оз закреплено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные Правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового Регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
Согласно статье 7 Закона N 1-оз нормативные правовые акты издаются Правительством Иркутской области в форме постановлений.
Анализируя оспариваемое Положение о предоставлении грантов N 536-пп, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Положение обладает признаками нормативного правового акта, поскольку: является официальным документом принятым в определенной законом форме; устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитанным на многократное применение; адресованным неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии; действующим независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусматриваемые актом.
Постановление о представлении грантов N 536-пп содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение.
Исследовав материалы административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно статье 7 Закона N 1-оз при издании оспариваемого Постановления соблюдены форма и вид постановления Правительства Иркутской области, как нормативного правового акта.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Согласно статье 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области. Согласно части 6 статьи 12 Закона N 1-оз постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Оспариваемое Постановление N 536-пп подписано уполномоченными лицами - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем правительства Иркутской области Битаровым А.С, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 21.10.2015 N 85-угк "О назначении на должность Битарова А.С.", и министром сельского хозяйства Иркутской области Сумароковым И.П, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 12.10.2015 N 82-угк "О назначении на должность Сумарокова И.П.".
По состоянию на 11.03.2022 года Постановление N 536-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 24.02.2016 N 100-пп, от 07.04.2016 N 200-пп, от 05.12.2016 N 772-пп, от 24.01.2017 N 32-пп, от 29.03.2017 N 202-пп, от 01.06.2017 N 359-пп, от 17.10.2017 N 654-пп, от 21.05.2018 N 374-пп, от 14.11.2018 N 831-пп, от 20.02.2019 N 132-пп, от 28.02.2019 N 181-пп, от 08.05.2019 N 381-пп, от 15.09.2019 N 768-пп, от 03.06.2020 N 406-пп, от 31.07.2020 N 632-пп, от 14.10.2020 N 848-пп, от 30.08.2021 N 609-пп, от 25.02.2022 N 126-пп, от 03.03.2022 N 151-пп.
Указанные нормативные правовые акты подписаны следующими должностными лицами:
- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Битаровым А.С, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 21.10.2015 N 85-угк "О назначении на должность Битарова А.С." подписаны постановления Правительства Иркутской области от 24.02.2016 N 100-пп, от 07.04.2016 N 200-пп, от 05.12.2016 N 772-пп, от 24.01.2017 N 32-пп, от 29.03.2017 N 202-пп, от 01.06.2017 N 359-пп;
- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Болотовым Р.Н, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 25.09.2017 N 9-угк "О назначении на должность Болотова Р.Н." подписаны постановления Правительства Иркутской области от 17.10.2017 N 654-пп, от 21.05.2018 N 374-пп, от 14.11.2018 N 831-пп, от 20.02.2019 N 132-пп, от 28.02.2019 N 181-пп, от 08.05.2019 N 381-пп, от 16.09.2019 N 768-пп;
- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 16.04.2020 N 29-угк "О назначении на должность Зайцева К.Б." подписаны постановления Правительства Иркутской области от 03, 06.2020 N 406-пп, от 31.07.2020 N 632-пп;
- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б, действующим на основании указа Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 N 69-угк "О назначении на должность Зайцева К.Б." подписаны постановления Правительства Иркутской области от 14.10.2020 N 848-пп, от 30.08.2021 N 609-пп, от 25.02.2022 N 126-пп, от 03.03.2022 N 151-пп.
Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении при издании оспариваемого нормативного правового акта процедуры его принятия, предусмотренной действующим законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что порядок опубликования Постановления правительства N 536-пп соблюден.
В обоснование указанного вывода суд первой инстанции сослался на следующие нормативные положения.
Так, в соответствии с частью 2 (1) статьи 54 Закона N 1-оз официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 N 10-оз "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" Для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета "Областная".
Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 N 90-оз "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Оспариваемое Постановление N 536-пп было опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 11 ноября 2015 года в выпуске N 127 (1443), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 октября 2015 года номер опубликования 3800201510300004.
По состоянию на 11 марта 2022 г. Постановление N 536-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 24.02.2016 N 100-пп, от 07.04.2016 N 200-пп, от 05.12.2016 N 772-пп, от 24.01.2017 N 32-пп, от 29.03.2017 N 202-пп, от 01.06.2017 N 359-пп, от 17.10.2017 N 654-пп, от 21.05.2018 N 374-пп, от 14.11.2018 N 831-пп, от 20.02.2019 N 132-пп, от 28.02.2019 N 181-пп, от 08.05.2019 N 381-пп, от 15.09, 2019 N 768-пп, от 03.06.2020 N 406-пп, от 31.07.2020 N 632-пп, от 14.10.2020 N 848-пп, от 30.08.2021 N 609-пп, от 25.02.2022 N 126-пп, от 03.03.2022 N 151-пп.
Непосредственно в оспариваемый пункт 29 Постановления N 536-пп вносились изменения следующими постановлениями Правительства Иркутской области от 21.05.2018 N 374-пп, от. 14.11.2018 N 831-пп, от 03.05.2019 N 381-пп, от 03.06.2020 N 406-пп, от 30.08.2021 N 609-пп.
Постановление N 536-пп оспаривается в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 30.08.2021 N 609, более поздней редакцией Постановления Правительства от 25.02.2022 N 126-пп, от 03.03.2022 N 151-пп. изменения в оспариваемы пункт 29 Постановления N 536-пп не вносилось.
Перечисленные выше постановления Правительства Иркутской области, которыми предусмотрено внесение изменений в Постановление N 536-пп, опубликованы в следующем порядке:
1) Постановление Правительства Иркутской области от 24.02.2016 N 100-пп "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Иркутской области" - общественно-политическая газета "Областная" 4 марта 2016 г. в выпуске N 22 (1486); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 февраля 2016 г. (номер опубликования: 3800201602260012);
2) Постановление Правительства Иркутской области от 07.04.2016 N 200-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - общественно-политическая газета "Областная" 6 мая 2016 г. в выпуске N 47 (1511); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 апреля 2016 г. (номер опубликования: 3800201604140004);
3) Постановление Правительства Иркутской области от 05.12.2016 N 772-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - общественно-политическая газета "Областная" 26 декабря 2016 года в выпуске N 144 (1608); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 декабря 2016 г. (номер опубликования: 3800201612070003);
4) Постановление Правительства Иркутской области от 24.01.2017 N 32-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - общественно-политическая газета "Областная" 3 февраля 2017 г. в выпуске N 11 (1621); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 января 2017 г. (номер опубликования: 3800201701260003);
5) Постановление Правительства Иркутской области от 29.03.2017 N 202-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года N 536-пп" - общественно-политическая газета "Областная" 14 апреля 2017 г. в выпуске N 41 (1651); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 апреля 2017 г. (номер опубликования: 3800201704040002);
6) Постановление Правительства Иркутской области от 01.06.2017 N 359-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года N 536-пп" - общественно-политическая газета "Областная" 14 июня 2017 г. в выпуске N 63 (1673); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июня 2017 г. (номер опубликования: 3800201706020008);
7) Постановление Правительства Иркутской области от 17.10.2017 N 654-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - общественно-политическая газета "Областная" 30 октября 2017 г. в выпуске N 122 (1732); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 октября 2017 г. (номер опубликования: 3800201710180001);
8) Постановление Правительства Иркутской области от 21.05.2018 N 374-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - общественно-политическая газета "Областная" 30 мая 2018 г. в выпуске N 57 (1814); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 мая 2017 г. (номер опубликования: 3800201805230006);.
9) Постановление Правительства Иркутской области от 14.11.2018 N 831-пп "О внесении изменений в Положение о Предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - общественно-политическая газета "Областная" 28 ноября 2018 г. в выпуске N 133 (1890); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 ноября 2018 г. (номер опубликования: 3800201811190005);
10) Постановление Правительства Иркутской области от 20.02.2019 N 132-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет- портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 21 февраля 2019 г.; общественно-политическая газета "Областная" 15 марта 2019 г. в выпуске N 27 (1930); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 февраля 2019 г. (номер опубликования: 3800201902250005);
11) Постановление Правительства Иркутской области от 28.02.2019 N 181-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 6 марта 2019 г.; общественно-политическая газета "Областная" 13 марта 2019 г. в выпуске N 26 (1929); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 6 марта 2019 г. (номер опубликования: 3800201903060006);
12) Постановление Правительства Иркутской области от 08.05.2019 N 381-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 14 мая 2019 г.; общественно-политическая газета "Областная" 29 мая 2019 г. в выпуске N 58 (1961); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 мая 2019 г. (номер опубликования: 3800201905140007);
13) Постановление Правительства Иркутской области от 16.09.2019 N 768-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 19 сентября 2019 г.; общественно-политическая газета "Областная" 2 октября 2019 г. в выпуске N 112 (2015); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 сентября 2019 г. (номер опубликования: 3800201909180018);
14) Постановление Правительства Иркутской области от 03.06.2020 N 406-пп "О внесении изменения в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - (Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 5 июня 2020 г.; общественно-политическая газета "Областная" 22 июня 2020 г. в выпуске N 65 (2117); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 июня 2020 г. (номер опубликования: 3800202006050004);
15) Постановление Правительства Иркутской области от 31.07.2020 N 632-пп "О внесении изменений в отдельные установления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет- портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 31 июля 2020 г.; общественно-политическая газета "Областная" 14 августа 2020 г. в выпуске N 88 (2140); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 августа 2020 г. (номер опубликования: 3800202008050005);
16) Постановление Правительства Иркутской области от 14.10.2020 N 848-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http:/www.ogirk.ru, 20 октября 2020 г.; общественно-политическая газета "Областная" 6 ноября 2020 г. в выпуске N 124 (2176); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 октября 2020 г. (номер опубликования: 3800202010190003);
17) Постановление Правительства Иркутской области от 30.08.2021 N 609-пп "О внесении изменения в Положение о Предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 3 сентября 2021 г.; общественно-политическая газета "Областная" 6 сентября 2021 г. в выпуске N 98 (2297); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 августа 2021 г. (номер опубликования: 3800202108310005).
18) Постановление Правительства Иркутской области от 25.02.2022 N 126-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.03.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 02.03.2022; общественно-политическая газета "Областная", N 31 от 23.03.2022.
19) Постановление Правительства Иркутской области от 03.03.2022 N 151-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" - Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.03.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 06.03.2022; общественно-политическая газета "Областная", N 36 от 04.04.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 04.04.2022.
Анализируя изложенное выше, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством, к порядку опубликования Постановления N 536-пп, а также постановлений Правительства Иркутской области, вносящих в него изменения.
Судом первой инстанции установлено, что Постановление N 536-пп соответствует форме установленной Общими требованиями к нормативным правовым актам.
Проанализировав нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Постановление N 536-пп принято в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Иркутской области на принятие нормативных правовых актов, регулирующих предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Проверяя соответствие оспариваемых положений абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства N 536-пп, действовавшего в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 N 609, законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции установил, что приложением N 8 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 717, установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.
Суд первой инстанции сделал вывод, что согласно пункту 1 данных Правил, они устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).
В подпункте "н" пункта 8 указанных выше Правил приведено понятие "сельскохозяйственный потребительский кооператив", как участника государственной программы, имеющего право на предоставлении субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта на стимулирование развития.
Согласно подпункту "н" пункта 8 данных Правил "сельскохозяйственный потребительский кооператив" -сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сбытовой кооператив, созданный и осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ, или потребительское общество (кооператив), действующие не менее 12 месяцев со дня их регистрации, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов, а также продуктов переработки указанной продукции, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства). Не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.
Суд первой инстанции указал, что федеральным законодательством установлено, что участником указанной выше программы, может быть сельскохозяйственный потребительский кооператив и он может быть допущенным к отбору на получение гранта на развитие.
Проверяя соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, положений абзаца 4 пункта 29 Положения N 536-пп, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление дополнительно к критериям подсчета баллов участников отбора перечисленных в пункте 29 Положения N 536-пп дополнительного критерия их отбора при равенстве набранных заявками участников баллов - даты государственной регистрации как юридического лица создает дискриминационные (неравные) условия для участников отбора на получение гранта для участников, имеющих более позднюю государственную регистрацию в качестве юридического лица, поскольку созданные ранее участники и соответственно начавшие осуществление производственной деятельности ранее находятся в преимущественном положении в формировании материально-технической и кадровой базы сельскохозяйственного кооператива.
Учтя разъяснения, приведенные в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.
Проанализировав собранные по делу доказательства, в том числе письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11.10.2021 N 038/4908/21, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства N 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 N 609) противоречат пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Российской Федерации и подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.
Доводы представителей административного ответчика о том, что письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11.10.2021 N 038/4908/21 не может быть принято во внимание как не имеющее юридической силы, так как дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждено признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку это письмо является письменным доказательством и оценено судом первой инстанции наряду с другими доказательствами по правилам статьи 89 КАС РФ.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, указав, что ссылка административного ответчика и заинтересованного лица на письмо Минсельхоза России выводов суда о противоречии оспариваемого положения актам, имеющим большую юридическую силу, не опровергает, в связи с чем на правильность судебного решения не влияет.
Выводы судов являются правильными.
Как правильно указал суд первой инстанции, правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 указанного федерального закона).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Исходя из приведенных законоположений, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вывод суда о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, подписания и опубликования, а также требований к форме и порядку принятия, основан на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела, является правильным.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Устанавливая наличие оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о противоречии оспариваемого пункта 29 Положения федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С данным выводом кассационная инстанция соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и постановлен при правильном применении и истолковании закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судом первой инстанции установлено, что постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года N 536-пп, утвердившее Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, принят в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, приложением N 8 (в ред. от 19.04.2022) к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Как указано в пункте 1 данных Правил, они устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).
На территории Иркутской области действует Государственная программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы", утвержденная Постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 772-пп.
Проанализировав положения подпункта "н" пункта 8 предусмотренных приложением N 8 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Правил, раскрывающих содержание понятия "сельскохозяйственный потребительский кооператив", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сельскохозяйственный потребительский кооператив может являться участником указанной выше программы и может быть допущенным к отбору на получение гранта на развитие.
Названные выше Правила устанавливают, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на развитие агропромышленного комплекса, и (или) предоставления бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при реализации муниципальных программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возникающих при предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее соответственно - региональные программы, муниципальные программы, средства, получатели средств), на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации, а также с глубокой переработкой зерна, переработкой молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию и с развитием малых форм хозяйствования (пункт 3).
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Правила федеральные не определяют никаких иных условий предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, кроме тех, что указаны в понятии "сельскохозяйственный потребительский кооператив" - действующий не менее 12 месяцев со дня его регистрации, зарегистрированный на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляющий деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов, а также продуктов переработки указанной продукции, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства). Не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.
Таким образом, правовой статус сельскохозяйственного потребительского кооператива, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе к дате регистрации такого хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица.
Подпунктом "а" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492, предусмотрено, что конкурс при определении получателя субсидии проводится исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия.
При таком положении и учитывая, что дата государственной регистрации как критерий отбора участников при равной сумме баллов, объективно не является показателем, свидетельствующим о наилучшем достижении результата получения субсидии, суд первой инстанции правомерно усмотрел несоответствие оспариваемого пункта 29 Положения приведенным выше положениям Правил федеральных и постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492.
Также является верным вывод суда первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции о противоречии названной региональной нормы пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающему запрет предоставления государственной преференции в нарушение требований, определенных главой 5 названного закона, а также создания дискриминационных условий, поскольку оспариваемое правовое регулирование в виде установления такого дополнительного критерия отбора участников конкурса при равенстве набранных ими баллов как более ранняя дата государственной регистрации в качестве юридического лица не отвечает целям федеральных Правил, задачам региональной программы, создавая преимущество исходя из условия, не связанного с понятием конкуренции.
Доводы ответчика о не соответствии письма Иркутского УФАС, в котором выражено мнение о противоречии оспариваемого положения Федеральному закону N 135-ФЗ "О конкуренции", предусмотренному части 1 статьи 61 КАС РФ критерию допустимости, правомерно отклонены апелляционной инстанцией, как основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Указание в апелляционном определении на то, что вопреки позиции административного ответчика, приведенные в решении суда выводы постановлены на основе анализа действующего федерального законодательства, имеющего большую в сравнении с оспариваемой нормой, юридическую силу, и при этом в письме УФАС, проанализированном судом наряду с иными доказательствами, выражено лишь мнение, не являющееся утверждением о фактах, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции, поскольку основанием для удовлетворения иска послужила оценка совокупности доказательств по делу, что соответствует положениям статьи 84 КАС РФ согласно содержанию которой суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию ответчика по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Оснований для отмены дополнительного решения суд кассационной инстанции не усматривает, поскольку оно принято в установленном процессуальном порядке.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 11 марта 2022 года, дополнительное решение Иркутского областного суда от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.