Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-101/2021 (УИД: 17RS0017-01-2019-002616-91) по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Березкиной Алены Васильевны к муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Благоустройство" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Благоустройство" на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора г. Кызыла в интересах Березкиной Алены Васильевны (далее по тексту - Березкина А.В.) обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Благоустройство" (далее - МУП г. Кызыла "Благоустройство", ответчик) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В обоснование заявленных требований заявитель указывал, что в результате прокурорской проверки по обращению Березкиной А.В. установлено, что Березкина А.В. работает в должности рабочего по уходу за зелеными насаждениями МУП г..Кызыла "Благоустройство". Согласно положению об оплате труда и премировании работников в организации применяется тарифная система оплаты труда, не соответствующая Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работников сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г..(далее - Соглашение N 1), установленные тарифные ставки ухудшают положение работника. Заработная плата Березкиной А.В. подлежит исчислению, исходя из размера тарифной ставки рабочего первого разряда в 8845 руб, установленного в Соглашении с 1 января 2018 г..: (8 845 руб. (тарифная ставка) * 1, 91 (кратность разряда) + 3378, 79 (20% выслуга лет) * 1, 9 (северные и районные коэффициенты) = 38518, 21 руб, к выдаче за вычетом НДФД подлежит 33510, 84 руб. Размер тарифной ставки рабочего первого разряда с 1 января 2019 г..установлен в размере 11280 руб, заработная плата подлежит исчислению в следующем порядке: (11280 (тарифная ставка) * l, 91 (кратность разряда) + 4308, 96 (20% выслуга лет)* 1, 9 (северные и районные коэффициенты) = 49 122, 14 руб... к выдаче за вычетом НДФЛ подлежит 42 736, 30 руб. Размер тарифной ставки рабочего первого разряда с 1 января 2020 г..установлен в размере 12 130 руб... заработная плата подлежит исчислению в следующем порядке: (12 130 (тарифная ставка) * 1, 91 (кратность разряда) + 4633, 66 (20% выслуга лет) * 1, 9 (северные и районные коэффициенты) = 52 823, 72 руб, к выдаче за вычетом НДФЛ подлежит 45956, 64 руб.
Таким образом, за 2018 г..недоначислено и не выплачено 116 026, 32 руб.: в марте, апреле, июне, сентябре по 24 679, 45 руб, к октябре 17 308, 51 руб. В январе, феврале, мае, июле, августе, ноябре, декабре 2018 г..Березкиной А.В. норма труда не отработана. С января по декабрь 2019 г..недоначислено и не выплачено 138450, 70 руб.: в марте, апреле, июне, сентябре, декабре по 27 690, 14 руб. В январе, феврале, мае, июле, августе, октябре, ноябре 2019 г..Березкиной А.В. норма труда не отработана. С января по октябрь 2020 г..не доначислено и не выплачено 29 709, 61 руб.: в апреле 29 709, 61 руб. В январе, феврале, марте, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре норма труда не отработана.
Заместитель прокурора г. Кызыла просил суд обязать ответчика с момента вступления в законную силу решения суда начислить и выплатить Березкиной А.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере за 2018 г. - 116 026, 31 руб, за 2019 г. - 138 450, 70 руб, за апрель 2020 г. - 29 709, 61 руб, без учета удержаний НДФЛ.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 июня 2019 г. Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований о предмете спора. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 30 июня 2021 г. N 160 наименование третьего лица изменилось на Департамент экономики и имущественных отношений Мэрии города Кызыла.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 июля 2019 г. Мэрия города Кызыла привлечена по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований о предмете спора.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в пользу Березкиной А.В. взыскано 266 918, 11 руб. в счет недоначисленной и невыплаченной заработной платы без учета удержаний НДФЛ, из которых 98 757, 80 руб. за апрель, июнь, сентябрь, октябрь 2018 года; 138 450, 70 руб. за март, апрель, июнь, сентябрь, декабрь 2019 года; 29709, 61 руб. за апрель 2020 года.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С МУП г. Кызыла "Благоустройство" в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" взыскана государственная пошлина в размере 5869, 18 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2021 г. изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Березкиной Анны Васильевны к Муниципальному унитарному предприятию г. Кызыла "Благоустройство" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла "Благоустройство" начислить и выплатить Березкиной Алене Васильевне недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 195 659 рублей 09 копеек без учета удержаний НДФЛ.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Благоустройство" государственную пошлину в размере 5 113 рублей 18 копеек в доход бюджета муниципального образования городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
В кассационной жалобе представитель МУП г. Кызыла "Благоустройство" просит об отмене решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции должен был иск прокурора оставить без рассмотрения, поскольку дееспособные работники МУП г. Кызыла "Благоустройство" не лишены возможности обратиться в суд с самостоятельным иском.
Судами не учтено, что согласно решению Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2020 г. по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к МУП "Благоустройство" о возложении обязанности производить расчет и выплату заработной платы работникам с учетом размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденном Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения от 8 декабря 2016 г, решено, что на МУП г. Кызыла "Благоустройство" распространяются действия Соглашения N и расчеты заработной платы производятся по данному Соглашению N.
МУП "адрес" "Благоустройство" в соответствии с Видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) относится к деятельности по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки с кодом - 81.29.9.
Заявитель полагает, что прокуратура "адрес" (истец) неправомерно и необоснованно в исковых требованиях при установлении размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда прописывают МРОТ, установленный на 2020 год в размере 11280 рублей.
Так, согласно совместному письму ОООР ЖКК от 15 марта 2019 г. N и Профсоюза жизнеобеспечения от 14 марта 2019 г. N "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы", минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе для организаций по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований составляет: 2017 год - 8505 рублей, 2018 год - 8845 рублей, 2019 год - 9199 рублей, 2020 год - 9595 рублей, 2021 год - 9960 рублей, 2022 год - 10 358 рублей.
Соглашением N 1 не предусмотрено применение - разряд и кратность для работника, а предусмотрено - квалификационный уровень и тарифный коэффициент, который устанавливается в соответствии с оценкой и присвоением профессиональных квалификаций работника, а также определением соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. Данные нормы также прописаны в п. 2.3.4. и в Приложении N Соглашения N.
Заявитель также указывает, что применение при расчетах задолженности по заработной плате Березкиной А.В. тарифного коэффициента 1, 69 приводит к завышению выплат в пользу истца, в сравнении с среднемесячной заработной платой на одного работника по региону Республика Тыва за расчетные периоды в несколько раз как в соотношении со среднеотраслевым значением по всем отраслям, так и конкретно для сферы деятельности по обслуживанию зданий и территорий, к которой относится МУП г. Кызыла "Благоустройство" по основному виду деятельности.
Кроме того, тарифы на услуги, оказываемые МУП г. Кызыла "Благоустройство", устанавливаемые постановлениями мэрии г. Кызыл в 2019-2021 гг. не претерпели существенного изменения, а, следовательно, в них не закладывалось существенное увеличение оплаты труда.
МУП г. Кызыла "Благоустройство" в целях привидения системы оплаты труда в МУП г. Кызыла "Благоустройство" в соответствии с требованиями Соглашения N и во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2020 г. было принято решение о заключении договор с ЗАО "Центр муниципальной экономики" на проведение научно-исследовательских работ от 28 июля 2021 г. в части определения размера тарифных ставок и тарифных коэффициентов, а также произведения расчетов заработной платы по Соглашению N.
По мнению заявителя судами неправильно произведены расчеты заработной платы рабочего по уходу за зелеными насаждениями МУП г. Кызыла "Благоустройство" Березкиной А.В.
Заявителем приведены расчеты заработной платы истца, согласно которым разница по расчетам заработной платы за спорные периоды составила 40384, 92 рублей:
- март, апрель, июнь, сентябрь, октябрь 2018 г. - 31239, 32 рублей;
- март, апрель, июнь, сентябрь, декабрь 2019 г. - 8195, 45 рублей;
- апрель 2020 г. - 950, 15 рублей.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальный истец Березкина А.В, представитель ответчика МУП г. Кызыла "Благоустройство", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента экономики, имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, Мэрии г. Кызыла, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Березкина А.В. состоит в трудовых отношениях с МУП "Благоустройство" с 1 апреля 2010 г, что подтверждается приказом N от 1 апреля 2010 г. и срочным трудовым договором, подписанными 1 апреля 2010 г. Истец принята сезонным рабочим зеленых насаждений 1 разряда в теплицу, переведена с 3 октября 2012 г. рабочим по уходу за зелеными насаждениями 3 разряда, ей установлена тарифная ставка 3887 рублей, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (в местностях, приравненных к ним) - 50% в месяц, районный коэффициент к заработной плате - 40%.
Березкина А.В. обратилась в прокуратуру города Кызыла по поводу не доначисления ей заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, а также невыплаты недоначисленной заработной платы. На основании ее обращения проведена проверка.
Согласно штатному расписанию предприятия на период с 1 января 2018г. должностной оклад рабочего по уходу за зелеными насаждениями с кратностью 1, 69 установлен в размере 5517, 85 рублей, исходя из ставки рабочего 1 разряда 3265 рублей * 1, 69 (кратность разряда).
Из ответа директора МУП "Благоустройство" от 1 апреля 2019 г. исх. N заместителю прокурора г. Кызыла следует, что долга по оплате труда перед указанными работниками, в том числе Березкиной А.В. не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Указал, что исковое заявление в интересах Березкиной А.В. подано в суд за пределами годичного срока исковой давности по требованиям о возложении обязанности на МУП "Благоустройство" начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март 2018 в размере 24679, 45 рублей, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
Суд согласился с расчетом прокурора г. Кызыла, указал, что расчет прокурора выполнен на основании положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, с учетом отработанной нормы времени истца.
Исходя из представленного прокурором расчета, учитывая пропуск срока обращения по требованиям о взыскании заработной платы за март 2018 г, суд пришел к выводу, что размер недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы без учета удержаний НДФЛ, составил сумму в размере 266918, 11 рублей, из которых 98757, 80 рублей за апрель, июнь, сентябрь, октябрь 2018 года; 138 450, 70 рублей за март, апрель, июнь, сентябрь, декабрь 2019 года; 29 709, 61 рублей за апрель 2020 года.
При этом суд не принял во внимание расчет ответчика, как не соответствующий приведенным выше правовым нормам, поскольку тарифы, по которым ответчик произвел расчет заработной платы истцу, ухудшают условия по сравнению с показателем федерального отраслевого тарифного соглашения, что в силу вышеприведенных норм Соглашения является недопустимым.
Суд указал, что при расчете за 2018, 2019 и 2020 годы должна применяться минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в размере 11280 рублей и 12130 рублей соответственно.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с определенным судом размером недоначисленной заработной платы, указав, что, разрешая вопрос о недоначисленной Березкиной А.В. заработной платы в соответствии с положениями "Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.) (срок действия до 31 декабря 2022 г.) (далее - Соглашение N 1), суд первой инстанции не верно исчислил сумму подлежащей выплате Березкиной А.В. заработной платы за спорный период.
Руководствуясь пунктами 2.3, 2.4, 2.5, 2.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, приказом Госстроя Российской Федерации от 31 марта 1999 г. N, коллективным договоров МУП г. Кызыла "Благоустройство", Положением об оплате труда и премированием работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", пришел к выводу о том, что заработная плата истца начислялась и выплачивалась ответчиком без учета размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на 1 января 2018 г, на 1 января 2019 г, и на 1 января 2020 г, без внесения изменений и дополнений в коллективный договор.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание размеры минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по состоянию на 1 января 2018 г. - 8 845 руб, на 1 января 2019 г. - 9 199 руб, на 1 января 2020 г. - 9 595 руб, а также требования пункта 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" в соответствии с которым заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что должностной оклад истца должен быть определен исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с 1 января 2018 г. - 8 845 руб, с 1 января 2019 г. - 9 199 руб, с 1 января 2020 г. - 9595 руб, умноженного на тарифный коэффициент, установленный в спорный период истцу локальными актами работодателя в размере 1, 69, а сумма заработка истца подлежит определению по формуле: оклад х на тарифный коэффициент + надбавка за выслугу лет (30%) + коэффициент за вредные условия труда 12% от оклада + северная надбавка и районный коэффициент, в связи с чем сумма подлежащей начислению заработной платы истцу за период апрель, июнь, сентябрь октябрь 2018 г. составит 149 958, 88 руб.; за период март, апрель, июнь, сентябрь, декабрь 2019 г. - 194 950, 75 руб, за апрель 2020 г. - 43 749, 55 руб. С учетом фактически начисленных работодателем сумм заработной платы за указанные периоды в общей сумме 193000, 09 руб, сумма не доначисленной и не выплаченной истцу заработной платы составила сумму 195 659 руб. 09 коп.
Подробный расчет приведен в тексте апелляционного определения.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части первой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью первой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть четвертая статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения в силу положений части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями пятой и шестой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что на МУП г. Кызыла "Благоустройство" распространяются положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В Приложении N указаны основные группы Организаций ЖКХ, также представленных в Приложениях N и N, а также Организации, вид экономической деятельности которых связан с отраслью жизнеобеспечения населения.
В зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом (пункт 2.3.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы).
Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда (пункт 2.3.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы).
В соответствии с пунктом 2.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.
Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
В случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в размере отличном от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в Организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнения данного положения ОТС.
В пункте 2.5. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы предусмотрено, что организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников. При этом среднемесячная заработная плата и вознаграждения руководителей не должны превышать восьмикратного размера соответствующей среднемесячной заработной платы и начислений работникам Организации.
Пунктом 2.10. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы установлено, что оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Оплата труда руководителей Организаций производится в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок Организации. Премирование руководителей Организаций, не имеющих прибыли, может производиться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ (услуг).
Конкретный порядок и размеры премирования определяются локальными нормативными актами Организации.
В письме Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 г. N Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 г. N "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы" разъяснено, что индексация минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности (нормы труда) на период 2020 - 2022 годов, определяется с 1 января каждого года в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" с учетом уровня инфляции: в 2019 году, не превышающего 4, 3% (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года), в 2020 году, не превышающего 3, 8% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года), в 2021 году, не превышающего 4, 0% (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).
В соответствии с письмом для организации ЖКХ категории "Организации по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований" установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2020 г. - 9595 руб, на 1 января 2021 г. - 9960 руб, на 1 января 2022 г. - 10 358 руб. В соответствии с Приложением N Соглашения в редакции от 27 февраля 2018 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2018 г. - 8 845 руб, на 1 января 2019 г. - 9 199 руб.
В соответствии с пунктом 5.1 коллективного договора МУП г. Кызыла "Благоустройство" с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (п. 9 статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.3 коллективного договора ставка рабочего 1 разряда устанавливается приказом работодателя по предприятию с учетом величины ставки рабочего 1 разряда, на основании Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ. По состоянию на 1 октября 2018 г. размер тарифной ставки рабочего 1 разряда составляет 3265 руб.
Система оплаты труда устанавливается по категориям работников в соответствии с Положением об оплате труда (Приложение N) (пункт 5.4 коллективного договора).
Пунктом 5.8 коллективного договора установлено, что размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда может индексироваться, исходя из фактического роста потребительских цен в Российской Федерации, финансовой возможности предприятия, с обязательным согласованием увеличения тарифной ставки с Мэрией г. Кызыла.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются работодателем по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (пункт 5.9 коллективного договора).
Размеры должностных окладов и ставок устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, в зависимости от занимаемой должности, уровня квалификации и качества работы (пункт 5.12 коллективного договора).
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника, а также кратностью должностного оклада (пункт 5.37 коллективного договора).
В пункте 5.4 приложения N "Положение об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", являющегося частью коллективного договора, приведены разряды оплаты труда: межразрядному тарифному коэффициенту 1, 69 соответствует тарифная ставка 5 517, 85 руб. Дано пояснение, что тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере 3 265 руб. в соответствии с федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Тарифные ставки работников остальных разрядов тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки рабочего первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Размеры тарифных ставок определяются в рублях, копейках.
Тарифные ставки работников остальных разрядов тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки рабочего первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Размеры тарифных ставок определяются в рублях, копейках. В данном случае, межразрядному тарифному коэффициенту 1, 69 соответствует тарифная ставка 5517, 85 руб, полученная следующим образом: 3265 руб. * 1, 69.
Далее, в приложении N к системе оплаты труда приведено штатное расписание, согласно которому рабочему по уходу за зелеными насаждениями (пункт 5) кратность не установлена, разряд равен 4.
Положение об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство" действует с 1 ноября 2018 г. и до момента внесения в него изменений или принятия нового Положения (п. 2 Положения).
Из Акта от 22 ноября 2021 г, составленного комиссией Министерства труда и политики Республики Тыва, коллективный договор МУП г. Кызыла "Благоустройство" с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. списан путем уничтожения.
Ставка рабочему по уходу за зелеными насаждениями 1 разряда в размере 3265 руб. была установлена на предприятии в соответствии со штатным расписанием на период с 1 января 2018 г, с 1 октября 2018 г. в спорный период (кроме апреля, июня, сентября 2018 г.) - октябрь 2018 г, март, апрель, июнь, сентябрь, декабрь 2019 г.; апрель 2020 г. действовал вышеуказанный коллективный договор.
Далее, в приложении N к системе оплаты труда приведено штатное расписание, согласно которому рабочему по уходу за зелеными насаждениями (пункт) кратность не установлена, разряд равен 4.
Разрешая заявленные прокурором г. Кызыла в интересах Березкиной А.В. исковые требования, суды нижестоящих инстанций, установив, что применяемая система оплаты труда МУП г. Кызыла "Благоустройство" не соответствует Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, размер должностного оклада Березкиной А.В. был определен без учета установленного с 1 января 2018, с 1 января 2019 г. и с 1 января 2020 г. размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, пришли к правильному, соответствующему установленным по делу обстоятельствам выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца недоначисленной заработной платы, расчет которой обоснованно произведен судом апелляционной инстанции, исходя из тарифной ставки рабочего первого разряда по состоянию на 1 января 2018 г. - 8 845 руб, на 1 января 2019 г. - 9 199 руб, на 1 января 2020 г. - 9595 руб, умноженной на межразрядный тарифный коэффициент 1, 69 установленный истцу в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников МУП г. Кызыла "Благоустройство" и штатным расписанием, действовавшими в спорный период с января 2018 г. по 2020 г.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с определенным судом апелляционной инстанции размером недополученной заработной платы, а именно в части применения межразрядного тарифного коэфициента 1, 69 со ссылкой на то, что данная кратность не может применяться к расчетам истца, так как тарифная система оплаты труда и штатное расписание разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. N 284, утратившего силу, в соответствии с отчетом ЗАО "Центр муниципальной экономики" от 30 сентября 2021 г. МУП г. Кызыла "Благоустройство" разработало тарифную сетку рабочих и должностных окладов руководителей, специалистов и служащих МУП г. Кызыла "Благоустройство", согласно которой тарифный коэффициент Березкиной А.В. установлен в размере 1, 0 в связи с чем заработная плата истца за спорный период подлежит исчислению путем умножения минимальной месячной тарифной ставки (с 1 января 2018 г. - 8 845 руб, с 1 января 2019 г. - 9 199 руб, с 1 января 2020 г. - 9595 руб.) на тарифный коэффициент 1, 0 не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Применяя при расчете заработной платы межразрядный тарифный коэффициент 1, 69, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данный межразрядный тарифный коэффициент был установлен локальными актами ответчика, действовавшими в спорный период.
Новое Положение об оплате труда работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", в соответствии с которым размер тарифного коэффициента рабочему третьего разряда установлен в размере 1, 00 утверждено ответчиком только 30 декабря 2021 г.
Часть седьмая статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, оснований для применения при расчете заработной платы истца за заявленный период тарифного коэффициента 1, 00, установленного Положением об оплате труда работников МУП г. Кызыла "Благоустройство", утвержденным 30 декабря 2021 г, у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не наделен правом обратиться с настоящим иском в суд при наличии дееспособности гражданина, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании норм процессуального права.
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В связи с тем, что требования о взыскании недоначисленной заработной платы свидетельствуют о нарушении трудовых прав Березкиной А.В, принимая во внимание, что основанием обращения прокурора г. Кызыла с настоящим иском в суд послужило заявление Березкиной А.В. о нарушении ее трудовых прав, связанных с невыплатой заработной платы в полном объеме, оснований для оставления искового заявления без рассмотрения по существу у суда не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 декабря 2021 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Благоустройство" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.