Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-300/2022 (УИД: 54 RS0009-01-2021-003263-09) по иску Юрченко Андрея Васильевича к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании незаконным решения об отстранении от должности, по кассационной жалобе Юрченко Андрея Васильевича на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 8 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юрченко Андрей Васильевич (далее - Юрченко А.В, истец) обратился в суд с иском к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее также по тексту - Минобрнауки РФ) о признании незаконным и отмене решения об отстранении от должности.
В обоснование заявленных требований Юрченко А.В. указал, что 29 января 2021 г. между Юрченко А.В. и Минобрнауки РФ заключен трудовой договор N о временном исполнении обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий (далее также ФИЦ ИВТ). В п. 2 договора указано, что он заключается с 29 января 2021 г. и до замещения должности директора в установленном порядке.
29 января 2021 г. приказом Минобрнауки РФ Юрченко А.В. назначен на должность директора ФИЦ ИВТ.
8 октября 2021 г. в ФИЦ ИВТ поступило уведомление директора Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки РФ о проведении в отношении Юрченко А.В. проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В уведомлении отсутствовали реквизиты решения о проведении проверки, сведения о ее предмете, основаниях ее проведения, лицах, уполномоченных на ее проведение. Решение о проведении проверки Юрченко А.В. не получал, не был с ним ознакомлен.
14 октября 2021 г. на адрес электронной почты ФИЦ ИВТ поступило письмо с приложенными файлами: приказом от 14 октября 2021 г. N п-о об отстранении Юрченко А.В. от должности директора, приказом от 14 октября 2021 г. N п-о о возложении временного исполнения обязанностей директора ФИЦ ИВТ на Медведева С.Б.
Указанные приказы истец считает нарушающими положения статей 1, 17, 18, 37 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации о трудовом договоре, а также ст. 114 УПК РФ о процедуре временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого.
Истец указывает, что приказ от 14 октября 2021 г. N п-о принят врио министра Г, не обладающим полномочиями на принятие таких решений. Кроме того, приказ от 14 октября 2021 г. N п-о принят в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрены основания для отстранения от работы, а не от занимаемой должности, а также частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которая не распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, замещающих данные должности.
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденное приказом Минобрнауки России от 29 августа 2018 г. N 34н - противоречит положениям ст. 129 УПК РФ.
Назначение временно исполняющим обязанности директора ФИЦ ИВТ Медведева С.Б. оспаривается истцом на том основании, что он является единственным законным руководителем ФИЦ ИВТ, а наличие двух действующих руководителей не предусмотрено ни Уставом ФИЦ ИВТ, ни законом.
Юрченко А.В. просил суд признать незаконным и отменить приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации "О временном отстранении Юрченко А.В. от должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий" от 14 октября 2021 г. N п-о; признать незаконным и отменить приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации "О возложении временного исполнения обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий" на Медведева С.Б. от 14 октября 2021 г. N; восстановить Юрченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р, в должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий" с 14 октября 2021 г. до утверждения в должности директора в установленном порядке.
Определением Советского районного суда г. Новосибирска от 21 января 2022 г. на основании заявления представителя истца судом принят отказ истца от иска в части требований о восстановлении Юрченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р, в должности временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий" с 14 октября 2021 г. до утверждения в должности директора в установленном порядке.
Определением Советского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2021 г. по ходатайству представителя УФНС России по Новосибирской области, с согласия представителя истца из числа третьих лиц исключено УФНС России по Новосибирской области.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 8 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. исковые требования Юрченко А.В. к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании незаконными и отмене приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 октября 2021 г. N и N п-о оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Юрченко А.В. просит об отмене решения Советского районного суда г. Новосибирска от 8 апреля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что при вынесении решения судами первой и апелляционной инстанций проигнорировано отсутствие в деле решения о проведении проверки в отношении Юрченко А.В, оформленного надлежащим образом в виде приказа, которым должно быть предусмотрено применение к истцу на время проведения проверки обеспечительной меры в виде отстранения от должности. Полагает, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от работы, но не возможность отстранения работника от должности.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлены фактические обстоятельства по делу, а именно дата начала проверки. В частности, заявитель кассационной жалобы полагает, что дату начала проведения проверки следует определять датой направления Минобрнауки России запроса о предоставлении позиции от 9 июля 2021 г. N, при этом оспариваемый истцом приказ об отстранении истца от должности принят с нарушением установленных на проведение проверки сроков, по истечении 96 дней с даты начала проверочных мероприятий.
Судами обеих инстанций безосновательно отклонены ходатайства истца и его представителей об истребовании материалов указанной проверки, которые позволили бы установить факты, необходимые для вынесения правосудного решения по делу.
Судом были нарушены установленные законом сроки судопроизводства, а именно, дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ). При этом дело, поступившее в суд 15 октября 2021 г. и принятое к производству судом 19 октября 2021 г. к слушанию назначено только на 22 декабря 2021 г, то есть уже за пределами допустимого законом срока вынесения решения по данной категории дел (ст. 154 ГПК РФ).
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Юрченко А.В, представитель ответчика Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Медведев С.Б, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий", Управления Федерального казначейства по Новосибирской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 29 января 2021 г. между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (работодатель) и Юрченко А.В. (работник) заключен трудовой договор для регулирования отношений, связанных с временным исполнением руководителем обязанностей по должности директора учреждения, расположенного по адресу: "адрес".
29 января 2021 г. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на Юрченко А.В. возложено временное исполнение обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий".
Учредителем ФИЦ ИВТ N является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
17 сентября 2021 г. директором Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки России подготовлена служебная записка, из содержания которой следует, что 15 апреля 2021 г. между Юрченко А.В. и Д. заключен брак.
Приказом ФИЦ ИВТ от 17 июня 2021 г. Д. назначена на должность "данные изъяты" по совместительству на 0, 5 ставки. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции", работники, замещающие должности руководителей в федеральных государственных учреждениях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Также со ссылками на положения ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" директор Департамента указал, что Юрченко А.В. допустил ситуацию, при которой его личная заинтересованность в виде получения супругой доходов (заработная плата), стаж и опыта работы, пенсионных отчислений, влияет и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им обязанностей врио директора ФИЦ ИВТ, то есть допустил конфликт интересов. В связи с указанными обстоятельствами директор Департамента посчитал необходимым проведение в отношении Юрченко А.В. проверки.
8 октября 2021 г. в ФИЦ ИВТ зарегистрировано уведомление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. о проведении проверки, согласно которому Департамент государственной службы и кадровой политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с п. "а" п. 13 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2018 г. N 34н, уведомило врио директора ФИЦ ИВТ Юрченко А.В. о начале проведения в отношении него проверки соблюдения в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, являвшейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
11 октября 2021 г. Директором Департамента государственной службы и кадровой политики Минобрнауки России подготовлена служебная записка, из содержания которой следует, что Департаментом проводится проверка в отношении врио директора ФИЦ ИВТ Юрченко А.В. В ходе проверки установлено, что 15 апреля 2021 г. между Юрченко А.В. и Д. заключен брак. Приказом ФИЦ ИВТ от 17 июня 2021 г. Д. назначена на должность заведующей Центра научных ИТ-сервисов ФИЦ ИВТ по совместительству на 0, 5 ставки. В настоящее время возникла необходимость в направлении запросов в ФИЦ ИВТ об истребовании копии личного дела Д, а также иных сведений и документов в отношении нее, имеющих значение для проводимой проверки. Исполнять запросы Министерства будут работники ФИЦ ИВТ, находящиеся в подчиненности и подконтрольности у врио директора Юрченко А.В, что может повлиять на объективность и полноту их исполнения. В связи с изложенным, директор Департамента посчитал необходимым отстранить Юрченко А.В. от замещаемой должности на период до завершения проверки.
14 октября 2021 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ N N, согласно которому Юрченко А.В. временно отстранен с 14 октября 2021 г. по 17 ноября 2021г. от должности временно исполняющего обязанности директора ФИЦ ИВТ.
14 октября 2021 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ N N, согласно которому с 14 октября 2021 г. временное исполнение обязанностей директора ФИЦ ИВТ возложено на Медведева С.Б, на период временного отстранения врио директора Юрченко А.В.
12 ноября 2021 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации издан приказ N о расторжении 12 ноября 2021 г. трудового договора от 29 января 2021 г. с Юрченко А.В. временно исполняющим обязанности директора ФИЦ ИВТ.
Разрешая спор, по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют законные основания для удовлетворения требований о признании незаконными и отмене приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 октября 2021 г. N и N N.
Проанализировав совокупность представленных в дело доказательств, суд нашел установленным, что Юрченко А.В. отстранен от замещения должности врио директора ФИЦ ИВТ в связи с проведением в отношении него проверки.
При этом полномочия ответчика на принятие такого решения установлены пунктом 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2018 г. N 34н (далее - Положение, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N34н).
Решение об отстранении Юрченко А.В. от должности врио директора ФИЦ ИВТ обусловлено необходимостью обеспечить полноту и объективность проводимой проверки, исключить влияние на ее результаты, и исключить препятствия для ее проведения.
Из содержания п. 16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2018 г. N 34н, следует, что отстранение от должности является правом работодателя.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. решение Советского районного суда г. Новосибирска от 8 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ст. 12.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации (ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Пунктом 1 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 июля 2018 г. N 10 н "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей" установлено, что на работников, замещающих должности, включенные в перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный в соответствии с пунктом 22 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
Приказом Министерства науки и Высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N 34н утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению. (далее Положение, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N34 н).
К числу указанных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р, отнесено Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий". В специальный перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 июля 2019 г. N 533 включен руководитель этого федерального государственного учреждения.
Согласно п. 16 Положения, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования от 29 августа 2018 г. N34 н, на период проведения проверки работник может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
Согласно п. п. 4, 5 Положения, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N34н, проверка осуществляется структурным подразделением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, осуществляющим функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров Министерства науки и высшего образования (далее отдел профилактики коррупции) в отношении граждан и работников, для которых работодателем является Министр науки и Высшего образования Российской Федерации;
кадровым подразделением или должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации, по решению руководителя подведомственной организации - в отношении граждан и работников, для которых работодателем является подведомственная организация.
Решение об осуществлении проверки принимается в отношении каждого гражданина или работника отдельно и оформляется в письменной форме.
Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде, в частности, отделом профилактики коррупции, а также кадровым подразделением или должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации.
Суды, верно установив все значимые для дела обстоятельства, пришли к правильному выводу относительно наличия достаточных оснований для отстранения Юрченко А.В. от исполнения обязанностей на период проведения проверки соблюдения Юрченко А.В. в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N273 - ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанции относительно того, что п. 16 Положения, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2018 г. N 34н, не противоречит положениям действующего трудового законодательства Российской Федерации и предоставляет уполномоченному органу право принимать распоряжения об отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе, федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Таким образом, на государственных гражданских служащих нормы Трудового кодекса Российской Федерации также распространяются.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, кроме прочих случаев, прямо поименованных в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации, в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ).
У ответчика имелись полномочия на вынесение оспариваемого истцом приказа о временном отстранении Юрченко А.В. от должности от 14 октября 2021 г. N N в силу пункта 16 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2018 г. Nн, по основаниям фактического проведения проверки в отношении Юрченко А.В.
Судебная коллегия отклоняет и доводы жалобы о том, что оснований для отстранения истца от должности не имеется, поскольку положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не распространяются на работников по трудовому договору.
Между тем, как указано судом кассационной инстанции, на государственных гражданских служащих распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве одного из оснований отстранения истца от должностных обязанностей иные случаи, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении срока проведения проверки, предусмотренного п. 16 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N34 н, который составляет 60 календарных дней, поскольку в данном споре, проверка в отношении истца, начата, как следует из служебной записи Департамента государственной службы и кадровой политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. N, 17 сентября 2021 г, а окончена, с учетом всех обстоятельств дела, 12 ноября 2021 г. вынесением Министерством науки и высшего образования Российской Федерации приказа о расторжении трудового договора от 29 января 2021 г. N/в с Юрченко А.В. от 12 ноября 2021 г. N п-с. Принятие отдельного приказа или иного распорядительного документа, определяющего начало проведения проверки, приказом Министерства науки и высшего образования от 29 августа 2018 г. N34 н не предусмотрено.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы повторяют его доводы, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе на решение суда, оценка которым в полной мере дана судом первой и апелляционной инстанций, для переоценки выводов которых суд кассационной инстанции оснований не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Новосибирска от 8 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Юрченко Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.