Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Сумачаковой Н.И., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу представителя административного ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" ФИО2 на определение Алтайского краевого суда от 17 августа 2022 года, которым удовлетворено частично заявление ФИО1 о возмещении судебных расходов по административному делу N,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, являясь собственником земельных участков:
- с кадастровым N, площадью 2 996 895 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым N, площадью 733 872 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости:
- с кадастровым N в размере его рыночной стоимости равной 1 618 323 рубля;
- с кадастровым N в размере его рыночной стоимости равной 462 339 рублей.
Решением Алтайского краевого суда от 20 июня 2022 года требования ФИО1 удовлетворены, установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанных земельных участков:
- с кадастровым N в равном его рыночной стоимости размере 1 618 323 рубля;
- с кадастровым N в равном его рыночной стоимости размере 462 339 рублей.
Датой обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости постановлено считать ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ в Алтайский краевой суд поступило заявление истца о возмещении понесенных судебных расходов, в связи с рассмотрением дела, в размере 36 020, 19 рублей, из которых: 20 000 рублей - расходы на оплату услуг по оценке, 15 000 рублей - расходы на оплату юридических услуг, 600 рублей - за оплату госпошлины, 420, 19 рублей - почтовые расходы.
Определением Алтайского краевого суда от 17 августа 2022 года заявление ФИО1 удовлетворено частично, постановлено взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 29 020, 19 рублей (600 рублей - за оплату госпошлины, 20 000 рублей - за оплату услуг по оценке, 8 000 рублей - за оплату услуг представителя, 420, 19 рублей - почтовые расходы).
В частной жалобе представитель административного ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" ФИО2, просит названное определение отменить и отказать истцу в удовлетворении требований, указывая, что, обратившись в суд с иском административный истец реализовал предоставленное ему законом право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости, в связи с чем решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих с истцом противоположных интересов. Бюджетное учреждение не оспаривало право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном рыночной стоимости. Так как бремя доказывания по данной категории дел лежит на истце, представленный в суд отчет об оценке является доказательством, на основании которого возможно установление рыночной стоимости объекта. Таким образом, понесенные административным истцом судебные расходы напрямую связаны с его процессуальным поведением после подачи иска и не подлежат возмещению.
В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы и принятый судебный акт, исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N28, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 111, части 1 статьи 103, статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд первой инстанции установив, что ранее определенная кадастровая стоимость (10 309 318, 8 руб, 2 524 519, 68 руб.) спорных объектов недвижимости значительно (более 5 раз) превышает итоговую величину рыночной стоимости (1 618 323 руб, 462 339 руб.), установленную судом в качестве кадастровой, обосновано взыскал расходы с административного ответчика КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки", утвердившего актом от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость данных объектов недвижимости.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 10, 11 Постановления N 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. При этом, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Уменьшение размера судебных издержек допускается в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Пунктом 4 Постановления N 1 разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом), признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статья 106, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, реализация права на пересмотр кадастровой стоимости и установление ее равной рыночной стоимости невозможны без предоставления при подаче административного иска отчета об оценке рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что административным истцом представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, на основании которых судом установлен размер рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Административным истцом были понесены расходы на оплату услуг по составлению отчетов об оценке в размере 20 000 рублей, что подтверждается договором на оказание услуг по оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, приложением N к данному договору (задание на оценку), квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 214, 215-217).
Поскольку у административного истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд, без несения расходов по оплате отчетов об оценке, расходы в размере 20 000 рублей, несение которых подтверждается материалами дела, обоснованно взысканы в его пользу.
Кроме того, административным истцом при подаче административного искового заявления в суд была оплачена государственная пошлина, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 30 Постановления N28, в сумме 600 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 2).
Также административным истцом были понесены почтовые расходы в сумме 420, 19 рублей на отправку административного искового заявления с приложением в суд, что подтверждается почтовой квитанцией об отправке документов (том 2, л.д. 124-125).
Указанные расходы на оплату госпошлины и почтовые расходы также обоснованно взысканы в пользу административного истца, поскольку они связаны с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В доказательство расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей административным истцом представлены договор на оказание юридических услуг N от ДД.ММ.ГГГГ, расписка в получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178-180).
Определяя подлежащий взысканию в пользу ФИО1 размер расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции дал надлежащую оценку проделанной представителем административного истца работе, учел характер спора и продолжительность рассмотрения административного дела, признав обоснованными расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается и находит указанную сумму отвечающей принципу разумности.
Не могут быть приняты во внимание доводы частной жалобы о том, что, в данном случае, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью, поскольку исходя из положений административного процессуального закона во взаимосвязи правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, указанное не умаляет его право на присуждение понесенных по административному делу судебных расходов в случае удовлетворения заявленных требований даже при отсутствии возражений со стороны административного ответчика, если разница между кадастровой стоимостью, установленной решением суда, и ранее определенной кадастровой стоимостью является значительной.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Алтайского краевого суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки" ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Н.И. Сумачакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.