Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-218/2022) по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по апелляционной жалобе КГУП "Приморский водоканал" на решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца КГУП "Приморский водоканал" Орловой Ю.Е, представителя Агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2015 года Департаментом по тарифам Приморского края вынесено постановление N 45/1 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края" (далее - постановление N 45/1).
16 декабря 2015 года Департаментом по тарифам Приморского края вынесено постановление N 63/1 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края" (далее - постановление N 63/1).
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал", Предприятие) обратилось в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими постановления N 63/1 (в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/10) и постановления N 45/1 (в редакции постановления от 30 ноября 2015 года N 55/2).
В обоснование заявленных требований указывают, что оспариваемые постановления не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагают, что АО "ГУ ЖКХ", являющееся организацией, осуществляющую транспортировку воды и транспортировку сточных вод на территории Приморского края, не отвечает требованиям, предъявляемым к организации, эксплуатирующей транзитные водопроводные и канализационные сети, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транзитные сети. По мнению административного истца, договоры о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование и акты приемки-передачи, не являются документом, подтверждающим право собственности. Также указывают, что расходы на амортизацию основных средств определены органом регулирования с нарушением требований тарифного законодательства, расходы на ремонтные работы установлены в отсутствие схем водопроводных и канализационных сетей, технических паспортов. Кроме того, административным ответчиком произвольно завышен объем отпуска воды потребителям, а также необоснованно установлен объем сточных вод.
Определением Приморского краевого суда от 09 августа 2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" о признании недействующим постановления N 63/1 (в редакции постановления N 70/10) в части оспаривания производственных программ и тарифов на питьевую воду, подвоз воды и водоотведение на 2016, 2017, 2018 годы прекращено в связи с тем, что данное постановление не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Определением Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" о признании недействующим постановления N 45/1 (в редакции постановления N 55/2) в части оспаривания производственных программ и тарифов на питьевую воду, подвоз воды и водоотведение также прекращено.
Указанные определения сторонами не обжаловались.
Решением Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления КГУП "Приморский водоканал" отказано.
Не согласившись с решением суда, представителем КГУП "Приморский водоканал" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по административному делу новое решение. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о размере затрат на текущий ремонт, поскольку в нарушение положений пунктов 26 и 29 Правил регулирования тарифов, отсутствует экспертное заключение и протокол заседания правления, которое должно содержать обоснованность методики расчета, использованной административным ответчиком. Данные противоречия не позволяют проверить правильность расчета необходимой валовой выручки по отдельным статьям затрат и экономическую обоснованность тарифов, что влечет нарушение прав и законных интересов Предприятия. Не согласен с выводом суда, о том, что для АО "ГУ ЖКХ" тарифы установлены впервые и планируемый объем транспортировки воды и сточных вод обоснованно принят в размере, установленном для АО "Славянка", ранее эксплуатирующего объекты данных централизованных систем, поскольку полагает, что Методическими указаниями не предусмотрена возможность определения объема холодной воды и сточных вод только в виде ссылки на показатель, установленный ранее для АО "Славянка", без приведения его формул расчета. Считает неверным вывод суда, что материалами дела не подтверждается завышение объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод, что повлияло на размер установленного тарифа, поскольку судом не дана оценка значительного завышения объема транспортируемой холодной воды и сточных вод за период 2015-2016 годы. Кроме того, указывает на ошибочность вывода суда относительно того, что АО "ГУ ЖКХ" переданы объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Агентства по тарифам Приморского края представлен отзыв, а прокурором, участвовавшим в деле, представлено возражение, в которых просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель КГУП "Приморский водоканал" Орлова Ю.Е, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены ли изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06 августа 2007 года N 214-па (действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) Департамент по тарифам Приморского края (далее - Департамент, тарифный орган) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Из пункта 9.21 Положения следует, что Департамент во исполнение Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы в печатном издании "Приморская газета" и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Данным распоряжением на Минобороны России возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке передачи на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей, объектов электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.
Подпунктами "а", "п" пункта 17 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно водопроводных и (или) канализационных сетей, протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и (или) транспортировка сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года.
Судом установлено, что 21 сентября 2015 года между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) заключен контракт на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерство обороны Российской Федерации и подведомственных организаций на срок до 31 декабря 2016 года. По условиям данного контракта Общество обязуется в установленный срок оказать услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в объеме, соответствующим качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с договорами от 16 октября 2015 года и 10 ноября 2015 года Министерством обороны Российской Федерации АО "ГУ ЖКХ" переданы объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование.
Из указанных договоров также следует, что переданные АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" и сети водопроводно-канализационного хозяйства принадлежат Министерству обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Указанные документы были предоставлены тарифному органу.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения у АО "ГУ ЖК" имелись в законном владении и пользовании объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний, объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Учитывая данные положения, что для АО "ГУ ЖКХ" тарифы установлены впервые на период с 30 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года, выводы суда первой инстанции о том, что планируемый объем транспортировки воды и сточных вод для регулируемой организации на 2016 год на территории Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского муниципального района, а также объем транспортировки сточных вод на территории Владивостокского и Артемовского городских округов принят тарифным органом в размере, утвержденном для АО "Славянка", которое ранее эксплуатировала объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства, являются правильными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы административного истца данные выводы не опровергают.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда об отсутствии доказательств иных объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод.
В обосновании указанного довода КГУП "Приморский водоканал ссылается на ведомости объемов водоснабжения и водоотведения на период с ноября 2015 года по август 2016 года.
Однако данная ведомость не может быть принята в качестве доказательства иного объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод, так как тарифы на 2016 год устанавливались в декабре 2015 года.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся, в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых при осуществлении сбытовой деятельности.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 43 Основ ценообразования).
Из экспертного заключения от 07 декабря 2015 года следует, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов регулируемой организацией не заявлялись, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.
Пунктом 29 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (далее - протокол) указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования).
Приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень).
Пунктом 235 Перечня установлено, что дело об установлении цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов, органами местного самоуправления хранится 5 лет с даты окончания периода регулирования, в том числе долгосрочного. Состав документов дела определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года N 45/1 установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод для потребителей АО "ГУ ЖКХ" на период с 1 ноября по 31 декабря 2015 года.
Учитывая, что 5 лет с даты окончания периода регулирования истекли, тарифное дело было уничтожено, что подтверждается протоколом заседания экспертной комиссии Агентства по тарифам Приморского края от 20 сентября 2021 года N 27-ЭК-1 и акта от 20 сентября 2021 года N 1.
По запросу судебной коллегии тарифным органом было представлено экспертное заключение от 07 декабря 2015 года по утверждению производственных программ, расчету долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду, водоотведение, транспортировку воды и сточных вод и подвоз воды АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, а также выписка из протокола заседания правления департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года.
Представитель административного истца отказалась от предложения суда апелляционной инстанции о предоставлении указанного экспертного заключения и протокола заседания правления для ознакомления, пояснив, что такой необходимости не имеется.
Судебная коллегия, изучив указанные документы, считает, что экспертное заключение органа регулирования тарифов соответствует положениям пунктов 26 - 26(2) Правил регулирования тарифов. В нем содержится вся необходимая информация, в том числе расчет необходимой валовой выручки по отдельным статьям расходов. Проверив его обоснованность, оснований не согласиться с данным расчетом у судебной коллегии не имеется.
Несмотря на представленную возможность ознакомиться с данными документами, сторона административного истца отказалась от ознакомления и доказательств экономической необоснованности, установленных тарифов, не представила.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУП "Приморский водоканал" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Приморский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 17 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.