Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2008 г. N А05-6153/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по городу Архангельску Управления федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2008 (судья Лепеха А.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (судьи Потеева А.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А05-6153/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукрум-Аудит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению по городу Архангельску Управления федерального казначейства по Архангельской области (далее - Отделение УФК) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате без исполнения исполнительного листа от 04.06.2008 N .0103790, выданного на основании решения от 11.02.2008 и определения от 30.05.2008 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8611/2007.
Решением суда от 11.07.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Отделение УФК, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество и Отделение УФК о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2008 по делу N А05-8611/2007 со Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Архангельской области взыскано в пользу Общества 252 277 руб. На основании решения Арбитражным судом Архангельской области 04.05.2008 выдан исполнительный лист N 0102288.
Исполнительный лист предъявлен Обществом 21.05.2008 в Отделение УФК. Письмом от 22.05.2008 N 03-185/1370 Отделение УФК возвратило Обществу исполнительный лист, сославшись на отсутствие в Отделении УФК лицевого счёта Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2008 исправлена опечатка во вводной и резолютивной частях решения суда от 11.02.2008 наименование ответчика заменено со Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Архангельской области на Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российской фонд федерального имущества" в лице филиала Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российской фонд федерального имущества" в Архангельской области". Исполнительный лист от 04.05.2008 N 0102288 аннулирован. Выдан новый исполнительный лист от 04.06.2008 N 0103790.
Исполнительный лист предъявлен Обществом 04.06.2008 в Отделение УФК. Письмом от 07.06.2008 N 03-15/1568 Отделение УФК возвратило Обществу исполнительный лист N 0103790 без исполнения в связи с отсутствием в Отделении УФК лицевого счёта должника - Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области. В этом же письме Отделение УФК сообщило Обществу о том, что в Отделении УФК открыт лицевой счёт филиалу Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункта 2 этой же статьи к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата исполнительного документа.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в данном случае оснований для возврата исполнительного листа, установленных пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имелось: представленные Обществом в Отделение УФК документы (заявление, исполнительный лист, копии судебных актов по делу N А05-8611/2007) полностью соответствовали требованиям, установленным пунктами 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предъявлены в установленный срок.
Указанное в исполнительном листе полное наименование должника-организации со ссылкой на его филиал, соответствует наименованию бюджетополучателя, у которого открыт лицевой счёт в Отделении УФК.
В кассационной жалобе Отделение УФК указывает, что в Отделении УФК открыт лицевой счёт филиалу Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области. Кроме того, Отделение УФК полагает, что должником по исполнительному листу должен являться не филиал, а Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", лицевой счёт которого в Отделении УФК отсутствует.
Судами сделан правильный вывод о том, что наименование должника в исполнительном листе N 0103790, выданном на основании вступившего в законную силу решения от 11.02.2008 с учётом внесённых в него определением суда от 30.05.2008 исправлений соответствует наименованию бюджетополучателя, у которого открыт лицевой счёт в Отделении УФК, поскольку в графе "Полное наименование должника-организации и его местонахождение" указано: "Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области, 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д.35".
Из материалов дела следует и Отделением УФК не оспаривается, что в Отделении УФК открыт счёт филиалу Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Архангельской области в Архангельской области.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08 разъяснено, что по смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федеральном казначейства. Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о неправомерности действий Отделения УФК по возврату Обществу исполнительного листа в связи с отсутствием лицевого счёта должника.
Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил: решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А05-6153/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по городу Архангельску Управления федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2008 г. N А05-6153/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника