Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческой организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) на решение Тверского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2022 года (2а-146/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года (дело N 33а-4532/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Некоммерческой организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) об оспаривании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании деятельности нежелательной на территории Российской Федерации, распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении организации в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Святченкова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческая организация "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июня 2021 года, которым деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 09 июля 2021 года N 734-р о включении организация в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что законных оснований для принятия оспариваемых решения и распоряжения не имелось, оспариваемые акты нарушают права и законные интересы административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, нормами международного права.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Некоммерческой организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Некоммерческой организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) ставится вопрос об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие незаконных судебных актов.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 декабря 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей административных ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 2021 деятельность международной неправительственной организации - Spolecnost Svobody Informace, Z.S. ("Компания свободы информации, з.с.", "Общество свободы информации, з.с." (Чешская Республика) признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Основанием для принятия оспариваемого решения явились обстоятельства, выявленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Так, предметом деятельности компании являются обеспечение открытости и свободного доступа к информации, представляющей общественный интерес; содействие государственным органам в вопросах совершенствования законодательства в данной сфере; просвещение общества о правах, связанных с доступом к информации, и иные.
Достижение её целей обеспечивают ООО "ИРСИ" (внесено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), Фонд "Институт развития свободы информации" (далее - фонд "ИРСИ") и действующее без регистрации общественное объединение юристов и журналистов "Команда 29".
Компания получала финансирование от иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной ("Национальный фонд в поддержку демократии", "Институт Открытое Общество Фонд Содействия", "Человек в беде").
Для достижения целей компании осуществлялись проекты "Росответ" (rosotvet.ru), "Инфометр" (infometer.org), "Имеем право знать", "Municipal kombat", "За свободный доступ к архивам ВЧК-НКВД-КГБ".
За счет поступавших от компании денежных средств ООО "ИРСИ", фонд "ИРСИ" и общественное объединение "Команда 29" на территории Российской Федерации занимались сбором информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которая использовалась для дискредитации руководства страны и проводимой им политики, а также формирования общественного мнения о необходимости смены власти в Российской Федерации; сведений в области оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и инициирования их рассекречивание.
Компания осуществляла мониторинг федерального законодательства с целью формирования у неопределенного круга лиц мнения о несостоятельности российских законов и необходимости их изменения; мониторинг интернет-ресурсов органов государственной власти и муниципалитетов для создания так называемого рейтинга открытости и подготовки аналитических докладов о свободе информации в Российской Федерации.
В ходе мониторинга интернет-ресурсов выявлен ряд информационных материалов, свидетельствующих об осуществлении в интересах компании политической деятельности, что противоречит российскому законодательству о выборах и референдуме.
Так, на видеохостинге "Youtube" размещена видеозапись под названием "Юристы Команды 29 разбирают новую Конституцию", на которой воспроизведены интервью членов общественного объединения "Команда 29" с критическими оценками законопроекта о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации. Содержание видеозаписи побуждает к отказу от голосования за внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, то есть направлено на получение определенного результата на референдуме по данному вопросу.
На странице в сети Интернет информационно-аналитического проекта "Инфометр" опубликована статья "Атака клоунов. Анализ программ политических партий", в которой содержится анализ программ российских политических партий с негативной оценкой их деятельности, что формирует мнение о необходимости изменения политической системы и оказывает влияние на политическое волеизъявление граждан.
На сайте общественного объединения "Команда 29" 05 ноября 2020 года размещена статья: "На руинах правосудия: как Конституционный Суд перестал быть защитником Конституции перед левиафаном", автором которой является член общественного объединения "Команда 29", подрывающая доверие граждан к органам государственной власти и судебной системе Российской Федерации, а 10 ноября 2020 года размещена статья "Очередная зачистка: Правительство России внесло в Госдуму новый законопроект об НКО" с негативной оценкой модели взаимодействия органов власти и гражданского общества и выводами о подавлении государством институтов гражданского общества.
19 января 2021 года опубликована статья "Инструкция: как бороться с ужесточением закона об иноагентах", содержащая негативную оценку законотворческой деятельности, а также инструкцию, как противостоять законным действиям органов государственной власти. Аналогичная оценка дана также в статье "Иноагенты национальной опасности. Хроники борьбы с гражданским обществом".
На сайте https://activ.team29.org размещён цикл статей о политических активистах, принимающих на постоянной основе участие в публичных мероприятиях, в том числе не согласованных органами государственной власти, с обоснованием их противоправных действий и негативной оценкой деятельности органов государственной власти.
Совокупность указанной информации послужила основанием считать, что осуществляемая организацией деятельность является вмешательством во внутренние дела Российской Федерации, направлена на нарушение её территориальной целостности, дискредитацию руководства страны и проводимой ею внутренней и внешней политики, дестабилизацию социально-политической ситуации, создание условий для эскалации протестных настроений и организацию протестных выступлений, а также формирование общественного мнения о необходимости смены власти в Российской Федерации, такая деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации.
Во исполнение решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июня 2021 года, Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение от 09 июля 2021 года N734-р о включении международной неправительственной организации - организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) (Чешская Республика) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления административным истцом деятельности, являющейся открытым вмешательством во внутренние дела Российской Федерации, представляющей угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности Российской Федерации, нашёл своё подтверждение по результатам анализа материалов и информации, предоставленных компетентными органами, оспариваемые акты уполномоченных органов государственной власти основаны на законе, приняты в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия актов, без нарушения прав и законных интересов административного истца.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5; статья 29, части 1 и 2; статья 30; статья 34, часть 1). Гарантируя права и свободы человека и гражданина, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Это соответствует международно-правовым стандартам, которые, в частности, признавая за каждым свободу ассоциации (объединения) с другими, допускают такие ее ограничения, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конкретизируя данные конституционные положения, Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" допускает признание деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации как представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, определяет порядок принятия соответствующего решения, а также его правовые последствия для данной организации, направленные на исключение возможности осуществлять деятельность на территории Российской Федерации после принятия указанного решения (статья 3.1). При этом иностранная или международная неправительственная организация, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, может обжаловать данное решение в судебном порядке, имея в виду, что, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П, право на судебную защиту гарантируется иностранным гражданам и иностранным организациям наравне с гражданами Российской Федерации и российскими организациями.
В силу части 4 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 03 сентября 2015 года N 209 утвержден Порядок ведения Перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включения в него и исключения из него иностранных и международных неправительственных организаций (Зарегистрирован в Минюсте России 04.09.2015 N 38806).
Согласно части 8 статьи 3.1 названного Порядка, включение в него и исключение из него иностранных и международных неправительственных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В силу пункта 4 указанного Порядка включение организаций в Перечень либо исключение из него осуществляется Минюстом России на основании поступившей из Генеральной прокуратуры Российской Федерации информации о принятии или отмене решения о признании деятельности организаций нежелательной на территории Российской Федерации
Оснований полагать, что вышеприведенные нормы права применены судами неверно, не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческой организации "Общество свободы информации" (Spolecnost Svobody Informace, Z.S.) - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.