Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2008 г. N А52-1047/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Бобровой Е.В. (доверенность от 02.06.2008 N 114/2008),
рассмотрев 08.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 02.07.2008 по делу N А52-1047/2008 (судья Леднева О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 17.03.2008 N 15-01/10408/1118 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и N 15-01/818/1119 об отказе в возмещении 1 182 861 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2007 года.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный судебный акт и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении требований. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что полный пакет документов по статье 165 НК РФ в отношении операций, совершенных в сентябре 2007 года, представлен налогоплательщиком в период с октября 2007-го по январь 2008 года. Поскольку в соответствии с учетной политикой Общества спорная сумма НДС относится к экспортным операциям, то ее включение в состав налоговых вычетов по декларации за сентябрь 2007 года является, по мнению Инспекции, неправомерным. В этом случае налоговый орган (указывая на пункт 3 статьи 172 НК РФ) считает правильным заявление вычетов в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих применение ставки 0 процентов.
В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 22.10.2007 декларации по НДС за сентябрь 2007 года, по результатам которой составила акт от 05.02.2008 N 15-01/4955/602 и приняла решение от 17.03.2008 N 15-01/10408/1118, которым привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 168 102 руб. 40 коп. штрафа. Заявителю доначислено 840 512 руб. НДС за сентябрь 2007 года и начислено 9 476 руб. пеней за несвоевременную его уплату. Одновременно налоговым органом вынесено решение N 15-01/818/1119 об отказе Обществу в возмещении 1 182 861 руб. НДС.
В ходе проверки Инспекция установила, что согласно учетным данным налогоплательщика (из расчета сумм НДС по экспорту за сентябрь 2007 года), в соответствии с представленными документами по статье 165 НК РФ, Общество осуществляло отгрузки на экспорт и в Республику Беларусь (что составляет 5,56 процента от общей отгрузки продукции). При этом указанные отгрузки налогоплательщик не включил в налогооблагаемую базу по НДС по операциям, облагаемым по ставкам 10 и 18 процентов, предполагая в дальнейшем применить к ним налоговую ставку 0 процентов, однако соответствующий комплект документов (подтверждающий применение льготной ставки 0 процентов) в отношении этих операций, в налоговый орган не представил. Таким образом, Инспекция выявила завышение заявителем суммы отраженных в разделе 3 декларации налоговых вычетов на 2 023 373 руб. за сентябрь 2007 года.
Общество не согласилось с такими выводами налогового органа и обратилось в Арбитражный суд Псковской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, основываясь на том, что спорная сумма налоговых вычетов определена налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой, которая не противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе, статьям 171 и 172 НК РФ).
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 указанного Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 указанного Кодекса, в отношении экспортных операций производятся в предусмотренном статьей 172 НК РФ порядке на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 того же Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 указанного Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Пунктом 10 статьи 165 НК РФ определено, что указанные в этой статье документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество осуществляет производство продукции как для реализации на территории Российской Федерации, так и для отправки на экспорт. Поскольку технологические особенности изготовления продукции не позволяют Обществу в момент приобретения исходного сырья определить тот его объем, который будет фактически использован при производстве экспортной продукции, заявитель применяет расчетный метод определения сумм "входного" НДС в следующем порядке.
Согласно принятой Обществом учетной политике, утвержденной приказом от 31.12.2006 N 294, установлен расчетный метод распределения налоговых вычетов по НДС по материалам, используемым для реализации товаров, как на экспорт, так и "на внутреннем рынке Российской Федерации. Данным порядком предусмотрено определение отношения суммы выручки от реализации продукции на экспорт и в Республику Беларусь к общей сумме выручки от реализации товаров (без НДС), полученной в периоде отгрузки товара. Предусмотрено также, что в месяце, в котором по конкретной отгрузке на экспорт или в Республику Беларусь собран необходимый комплект документов, определяется сумма налога, приходящегося на основные материалы, израсходованные на производство отгруженного по указанной отгрузке товара. Рассчитанная таким образом сумма налога, приходящегося на экспортные отгрузки, по которым собран необходимый комплект документов, "восстанавливается" по "внутреннему" налогу путем уменьшения вычета в месяце, когда собран полный комплект документов.
Судом установлено, что Общество представило налоговую декларацию за сентябрь 2007 года, в разделе 3 которой заявило 42 510 196 руб. вычетов на основании счетов-фактур, выставленных ему продавцами в сентябре 2007 года, по товарам (работам, услугам), принятым на учет в этом налоговом периоде и в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения, что соответствует пунктам 1 и 2 статьи 171, а также пункту 1 статьи 172 НК РФ. Указанная сумма определена на основании книги покупок за сентябрь 2007 года за минусом 5 268 123 руб., предъявленных к вычету ранее в разделе 3 налоговых деклараций за апрель, май, июнь, июль 2007 года в соответствии с учетной политикой. Сумма вычета в указанном размере заявлена в разделе 5 налоговой декларации за сентябрь 2007 года по операциям по реализации товаров на сумму 32 183 618 руб., обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена в указанный период (что предусмотрено пунктом 3 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик ежемесячно уменьшает налоговые вычеты на сумму НДС, относящуюся к операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, и рассчитанную в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В связи с этим следует признать правильным вывод суда первой инстанции 0 том, что примененный Обществом в соответствии с учетной политикой расчет НДС (обусловленный особенностями технологического процесса изготовления продукции) соответствует пунктам 1, 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 НК РФ.
Суд обоснованно отклонил довод Инспекции о том, что принятая Обществом учетная политика противоречит пункту 3 статьи 172 НК РФ, поскольку не позволяет правильно определить сумму НДС, подлежащую возмещению по экспортным операциям.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает порядка восстановления сумм НДС в случае, когда до подтверждения ставки 0 процентов налогоплательщик заявил к возмещению соответствующие суммы НДС по внутреннему рынку. Следовательно, метод восстановления налога, принятый заявителем, в данном случае не может быть признан противоречащим налоговому законодательству, поскольку позволяет Обществу предъявлять к вычету по экспортным операциям НДС только за те материальные ресурсы, по которым соблюден их порядок принятия к вычету, предусмотренный статьями 171 и 172 НК РФ.
Инспекция не представила в материалы дела доказательств неправомерности применяемого Обществом метода определения суммы налоговых вычетов по НДС, равно как и не указала, что использование указанного порядка восстановления налога привело либо могло привести к неуплате НДС в бюджет.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае налогоплательщик выполнил все необходимые условия для предъявления НДС к вычету как по операциям по реализации товаров на территории Российской Федерации, так и по операциям, подлежащим обложению по налоговой ставке 0 процентов. Расчет долей сумм НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок в спорном налоговом периоде, не противоречит утвержденной заявителем учетной политике и нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное заключение суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике по данной категории дел (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2008 по делу N А52-4031/2007, от 25.08.2008 по делу N А52-4310/2007 и от 28.10.2008 по делу N А52-4609/2007).
В связи с изложенными обстоятельствами кассационная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности в виде 168 102 руб. 40 коп. штрафа, доначисления 840 512 руб. НДС и начисления 9476 руб. 77 коп. пеней, равно как и для отказа заявителю в возмещении 1 182 861 руб. НДС за сентябрь 2007 года.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне в соответствии с нормами материального и процессуального права, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 02.07.2008 по делу N А52-1047/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2008 г. N А52-1047/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника