Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2008 г. N А56-1509/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от Балтийской таможни Першина А.С. (доверенность от 02.06.2008 N 04-19/591),
рассмотрев 08.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2008 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Петренко Т.И.) по делу N А56-1509/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТС Логистике Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 11.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-1955/2007, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2008, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, действия общества образуют состав вмененного ему правонарушения. Причинами и условиями совершения правонарушения послужила ненадлежащая организация контроля со стороны руководства общества за заявлением достоверных сведений о товаре в транзитной декларации (при оформлении внутреннего таможенного транзита, далее - ВТТ). Вина заявителя подтверждается тем, что он не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей при помещении товаров под процедуру ВТТ. Общество могло получить и проверить необходимые сведения о товарах с целью выполнения требований статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), но не сделало этого.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 25.08.2007 в морской порт Санкт-Петербург на теплоходе "Партнершип" в контейнере N HDMU4231020 прибыл товар (катализаторы), следовавший в адрес российского получателя по коносаменту.
03.09.2007 общество как экспедитор подало в таможню транзитную декларацию (ТД) N 10216090/030907/1127523 для получения разрешения на ВТТ, заявив в ТД количество грузовых мест и вес брутто товаров (16 045 кг) согласно товаросопроводительным документам.
В ходе таможенного досмотра таможенный орган выявил, что количество грузовых мест соответствует заявленным сведениям, а фактический вес брутто перемещаемого товара превышает указанный в товаросопроводительных документах и ТД на 2 670 кг. Товар прибыл в контейнере за исправной пломбой N 19478 (акт таможенного досмотра от 04.09.2007 N 10216070/030907/024955).
Данные обстоятельства послужили таможне основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 10216000-1955/2007 по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение от 05.09.2007).
Постановлением таможни от 11.12.2007 общество признано виновным в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара для получения разрешения на ВТТ путем представления недействительных документов (часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ). Таможенный орган исходил из того, что заявитель мог провести осмотр товаров, совершить иные действия в соответствии с положениями статьи 104 ТК РФ. Обществу назначено административное наказание в виде 50 000 руб. штрафа.
Суды двух инстанций, установив обстоятельства дела, признали, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного административного правонарушения (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ). Суд первой инстанции указал, что у заявителя отсутствовала реальная возможность проверить вес брутто товара без повреждения средств идентификации. При этом сведения внесены в ТД экспедитором на основании документов отправителя в соответствии со статьей 81 TК РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Вывод судов по существу спора основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон) экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции (пункт 5 статьи 3 Закона).
При этом в силу пункта 1 статьи 5 Закона информация, предоставляемая экспедитору клиентом должна быть полной, точной и достоверной.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, товар принят экспедитором к перевозке в опломбированном контейнере, целостность средства идентификации не нарушена. Общество указало сведения о товаре (вес брутто) в соответствии с товаросопроводительными документами. Документами, содержащими иную информацию о весе товара, заявитель не располагал. Приведенными нормами права экспедитор не наделен правом самостоятельно совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (пункт 4 статьи 3 Закона), возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации о товаре. В данном же случае общество располагало полным комплектом товаросопроводительных документов, позволяющим установить точный вес товара;
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Статьей 104 ТК РФ предусмотрены права лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей по совершению с товарами, находящимися на временном хранении, следующих операций: обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (осмотр, измерение, перемещение в пределах склада временного хранения), совершаемые без разрешения таможенного органа (пункт 1); операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки, а также для подготовки товаров к декларированию (отбор проб и образцов, исправление поврежденной упаковки), совершаемые с разрешения таможенного органа (пункт 2).
Взвешивание не относится к операциям, необходимым для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, подготовки к вывозу со склада временного хранения или последующей транспортировки. Декларирование же товаров (глава 14 ТК РФ) в обязанности экспедитора не входит.
При таких обстоятельствах следует признать, что таможенный орган не доказал наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А56-1509/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2008 г. N А56-1509/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника