Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2008 г. N А26-1693/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Сополевой Е.В. (доверенность от 01.09.2008), Ерехинского А.Г. (доверенность от 15.04.2008), от открытого акционерного общества "Кондопога" Козлова В.В. (доверенность от 10.12.2008), Фурсиановой Л.В. (доверенность от 10.12.2008), Бровиной Л.И. (доверенность от 04.08.2008), Мозгового А.В. (доверенность от 19.09.2008), Иванова В.И. (доверенность от 12.12.2008), от Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов Ропотихиной О.О. (доверенность от 09.01.2008), Колосовой М.С. (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев 15.12.2008 после перерыва, объявленного 11.12.2008, в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кондопога" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2008 по делу N А26-1693/2008 (судьи Васильева Л.А., Гарист С.Н., Курчакова В.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кондопога" (далее - ОАО "Кондопога") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - Комитет) от 28.11.2007 N 256 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям открытого акционерного общества "Карелэнерго" для открытого акционерного общества "Кондопога".
Определением от 05.05.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены открытое акционерное общество "Карелэнерго" (далее - ОАО "Карелэнерго") и Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ).
Определением от 16.06.2008 произведена замена третьего лица - ОАО "Карелэнерго" на открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК").
Распоряжением первого заместителя председателя Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2008 произведена замена судей Подкопаева А.В. и Одинцовой М.А. на судей Гарист С.Н. и Курчакову В.М.
Решением арбитражного суда от 07.10.2008 в удовлетворении заявления отказано. Суд признал, что постановление Комитета от 28.11.2007 N 256 соответствует статьям 20 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике),статьям 2, 3, 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 63-65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и пунктам 8 и 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В кассационной жалобе ОАО "Кондопога" просит отменить решение от 07.10.2008 и признать недействующим постановление Комитета N 256 от 28.11.2007. По мнению подателя кассационной жалобы, Комитет, утвердив ставку тарифа на содержание электрических сетей, превысил свои полномочия, которые определены статьей 21 Закона об электроэнергетике.
В судебном заседании представители ОАО "Кондопога" поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме. При этом они заявили ходатайства о привлечении к участию в деле прокурора и вызове в судебное заседание представителя ФСТ, в которых было отказано как необоснованных. :
Представители Комитета и ОАО "МРСК" просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
ФСТ о времени и месте слушания дела извещена, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Комитета от 28.11.2007 N 256 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Карелэнерго" для ОАО "Кондопога".
Услуги по передаче электрической энергии оказываются ОАО "Кондопога" (заказчик) на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.01.2007, заключенного с ОАО "Карелэнерго" (исполнитель). В пункте 1.1 договора указано, что исполнитель осуществляет передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ему на праве аренды. В соответствии с пунктом 5.6 договора стоимость услуг ОАО "Карелэнерго" определяется путем умножения объема переданной ОАО "Кондопога" электроэнергии на тариф, установленный для исполнителя органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Электросетевое имущество, используемое ОАО "Карелэнерго", передано ему на основании договора от 30.12.2005 N ДИП-1, заключенного с открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК"). В соответствии с пунктом 1.1 договора ФСК передает, а ОАО "Карелэнерго" принимает права владения и пользования электросетевым имуществом, указанным в приложении 1 к договору. Согласно пункту 1.2 договора доходы, полученные ОАО "Карелэнерго" в результате использования указанных в договоре объектов, принадлежат ему на праве собственности. Пунктом 7.1 договора определена плата за использование электросетевого имущества в размере 4 552 800 руб. за весь срок действия договора.
ОАО "Карелэнерго" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК". В соответствии с пунктами 2, 3 передаточного акта, утвержденного протоколом от 25.12.2007 N 1795, все имущество, права и обязанности ОАО "Карелэнерго" переходят к ОАО "МРСК" в порядке универсального правопреемства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации:
утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы);
утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 названной статьи осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе установление их предельных (минимального и (или) максимального) уровней, за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с федеральными законами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с Законом об электроэнергетике и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, ФСТ устанавливает:
тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, направляют предложения об установлении тарифов на передачу электрической энергии в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, направляют предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Федеральную службу по тарифам.
Как указано в пункте 5 статьи 8 Закона об электроэнергетике, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в состав расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке при определении размера тарифа по методу экономически обоснованных расходов (затрат) включается арендная плата.
Поскольку в Законе об электроэнергетике не указано, какой орган исполнительной власти устанавливаются тарифы на услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной электрической сетью, законность оспариваемого постановления от 28.11.2007 N 256 должна быть определена с учетом подзаконных нормативных актов органов исполнительной власти, осуществляющих управление в данной области, действий регулируемых организаций, а также потребителей электроэнергии.
ФСТ приказом от 28.12.2007 545-э/З установила предельный уровень тарифов для Республики Карелия на 2008 год с учетом договоров о предоставлении участков единой национальной энергетической системы в аренду.
ОАО "Карелэнерго" 27.11.2007 представило в Комитет предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по своим сетям на 2008 год, составленные в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2.
В соответствии с пунктом 18 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ от 08.11.2005 N 130-э (далее - Регламент), для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду " от 08.04.2005 N 130-э"
В соответствии с пунктом 19 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
Пунктом 21 Регламента установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов при отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.
Согласно пункту 23 Регламента решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Суд установил, что Комитет на основании представленных материалов открыл дело об установлении тарифа, провел экспертизу предложений об установлении тарифов. Решение об установлении тарифов принято на заседании правления. Каких-либо данных об экономической необоснованности установленных Комитетом тарифов в деле не имеется.
При таких обстоятельствах постановление Комитета от 28.11.2007 N 256 соответствует закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы ОАО "Кондопога" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него незаконно какие-либо обязанности и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, решение суда от 07.10.2008 является законным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2008 по делу N А26-1693/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кондопога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2008 г. N А26-1693/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника