Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2009 г. N А56-4139/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кужаровой Н.И., Нефедовой О.Ю.,
при участии от ОАО "РЖД" Мекшуна Н.В. (доверенность от 22.12.2008 N ю-11/207),
рассмотрев 21.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2008 по делу N А56-4139/2008 (судья Несмиян С.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) о взыскании 2624 руб. 85 коп. пеней за просрочку доставки груза, исчисленных на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), по железнодорожной накладной от 09.02.2007 N ЭЯ784315.
Решением от 08.04.2008 в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2008 решение от 08.04.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением от 25.09.2008 в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что в железнодорожной накладной от 09.02.2007 N ЭЯ784315 дата истечения срока доставки груза была определена, и не согласен с выводом суда о том, что расчетная дата доставки груза, указанная на первой странице железнодорожной накладной, не согласована, поскольку отсутствует отметка о сроке доставки груза в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
По мнению подателя жалобы, суд неправомерно обязал Общество знакомиться с содержанием дорожной ведомости при получении железнодорожной накладной.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Железной дороги не согласился с доводами кассационной жалобы.
Общество и месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, 09.02.2007 со станции Бронница Московской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭЯ784315 на железнодорожную станцию Псков-Товарный Октябрьской железной дороги в адрес Общества отправлен вагон N 95578985 с грузом отрубей пшеничных гранулированных. Согласно содержащейся в накладной N ЭЯ784315 отметке срок доставки груза истекает 15.02.2007. Вагон прибыл на станцию назначения 16.02.2007.
Полагая, что перевозчиком нарушен срок доставки груза на одни сутки, Общество с соблюдением предусмотренного законом претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Железной дороги пеней за просрочку доставки груза.
Суд отказал в иске, признав недоказанным факт просрочки в доставке груза, отправленного в адрес Общества по железнодорожной накладной ЭЯ784315.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В силу статьи 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Из материалов дела усматривается, что дата истечения срока доставки груза была определена перевозчиком и проставлена на спорной железнодорожной накладной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются: на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1) и на одни сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через узлы (пункт 5.9);
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия оснований для применения статьи 97 УЖТ РФ и взыскания 2624 руб. 85 коп. пеней за время задержки доставки груза, следовавшего в вагоне N 95578985 по железнодорожной накладной N ЭЯ784315.
Отказывая в иске в названной части, суд первой инстанции признал правомерность доводов ответчика об увеличении им сроков доставки груза.
При исследовании обстоятельств начисления пеней по железнодорожной накладной N ЭЯ784315 суд, установив, что при норме пробега 240 км в сутки на расстоянии 873 км срок доставки составляет 4 суток, обоснованно исходил из того, что к названному сроку дополнительно добавляется двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, и одни сутки на прохождение Московского железнодорожного узла, о чем в дорожной ведомости имеется штемпель станции Александров Московской железной дороги от 12.02.2007.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что нормативный срок доставки вагона по спорной железнодорожной накладной составляет 7 суток, фактический срок следования вагона тоже 7 суток и, таким образом, просрочка доставки по этой накладной отсутствует.
Дорожную ведомость следует рассматривать в качестве надлежащего доказательства следования вагонов через Московский железнодорожный узел, а следовательно, к сроку доставки груза, составляющему 4 суток, дополнительно (помимо двух суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза) прибавляются одни сутки на прохождение Московского железнодорожного узла.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2008 по делу N А56-4139/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2009 г. N А56-4139/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника