Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2009 г. N А21-3175/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Калининградской областной таможни Волкова Д.А (доверенность от 30.12.2008 N 157),
рассмотрев 20.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.07.2008 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-3175/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Металлическая упаковка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании требования Калининградской областной таможни (далее - таможня) от 05.06.2008 N 10226000/050608/0000221 об уплате таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2008, требования общества удовлетворены, оспариваемое требование признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, ни Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), ни иными актами российского законодательства не установлено право юридического лица, созданного в результате преобразования юридического лица, осуществляющего свою деятельность начиная с 01.04.2006 на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), использования льготного режима свободной таможенной зоны. Таможенный орган указывает, что к участникам административных правоотношений неприменимы положения гражданского и налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая, что оспариваемое требование противоречит статьям 8, 9, 23 и 24 Закона N 16-ФЗ и нарушает права заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель таможни поддержал свою правовую позицию. Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что общество является правопреемником ООО "Металлическая упаковка" (далее - 000), которое зарегистрировано на территории Калининградской области 28.08.2000 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415). 000 являлось участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, занимаясь производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и используя соответствующий таможенный режим.
Заявитель как юридическое лицо создан 23.10.2006 путем реорганизации в форме преобразования из общества с ограниченной ответственностью в закрытое акционерное общество (свидетельство о государственной регистрации серии 39 N 001048281).
Согласно передаточному акту от 01.09.2006 ООО передало, а общество приняло все права, обязанности, обязательства и имущество реорганизуемого общества. Общество является универсальным правопреемником ООО, вследствие реорганизации заявитель продолжил аналогичную деятельность, не изменив соответствующего профиля.
С 01.04.2006 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки закреплены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу названного Закона осуществляют свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой 8 Закона N 16-ФЗ ("Переходные положения", статьи 23 - 24 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ, относительно которых в данном случае спор отсутствует. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что таможенный орган в порядке ведомственного контроля осуществил проверку правомерности принятого таможенным постом решения о помещении товаров под режим свободной таможенной зоны, по итогам которой составил заключение N 06/12, в котором в частности сделан вывод о неправомерном использовании заявителем порядка таможенного оформления продуктов переработки товаров, предусмотренного главой 8 Закона N 16-ФЗ, поскольку общество не относится к лицам, указанным в части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ.
По результатам проведенной проверки таможня приняла решение от 06.06.2008 N 10226000/060608/20, где указано на неправомерный выпуск в свободное обращение спорных товаров без уплаты таможенных платежей в соответствии с льготным режимом свободной таможенной зоны, о признании решения таможенного поста о помещении товаров под режим свободной таможенной зоны недействительным.
На основании названного решения таможня выставила обществу требование от 05.06.2008 N 22-33/0221 об уплате таможенных платежей в сумме 2 093 322,04 руб. и пеней в размере 256 066,52 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что общество как универсальный правопреемник ООО при использовании льготного режима свободной таможенной зоны, действующего в Калининградской области, реализовало права и обязанности, перешедшие к нему в результате реорганизации последнего, действовавшего на основании Закона N 13-ФЗ, в связи с чем на общество распространяются положения главы 8 Закона N 16-ФЗ. Апелляционная инстанция признала выводы суда правильными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе N 16-ФЗ не закреплены правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают прямого (специального) запрета на переход соответствующего права к правопреемнику по факту реорганизации.
При этом согласно пункту 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).
Понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на него статьей 50 НК РФ, по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Таким образом, в случае реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь созданному юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.
Действующие в спорном периоде положения Закона N 16-ФЗ как специальные нормы (с учетом их содержания и толкования в системном единстве с иными приведенными нормативными положениями) не могут рассматриваться как отменяющие общие нормы права, регулирующие правопреемство юридических лиц и устанавливающие правовые последствия такого правопреемства. Заявитель как правопреемник соответствует установленному Законом N 16-ФЗ территориальному (зональному) критерию, имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, продолжает заниматься хозяйственной деятельностью, которой ранее занималось ООО, в связи с чем вправе претендовать на льготу переходного периода как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом.
В данном случае правовая позиция таможенного органа основана на неверном толковании норм материального права, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.07.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А21 -3175/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2009 г. N А21-3175/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника