Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 января 2009 г. N А56-1892/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Кужаровои Н.И.,
рассмотрев 14 01 2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления автомобильных дорог Краснодарского края на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2008 (судья Гайсановская Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-1892/2008,
установил:
Государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Овер" (далее - Общество) о взыскании в доход краевого бюджета Краснодарского края 4700 руб. 01 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на основании актов о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов от 23.03.2005 N 00915" и от 17 01 2007 N 018865.
Решением от 28.05.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008, в иске отказано.
Отказывая в иске, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что Учреждение не обладает соответствующими полномочиями для взыскания платы а оснований для процессуальной замены истца - Учреждения - на Управление автомобильных дорог Краснодарского края (далее - Управление) в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Управление, не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии основании для процессуальной замены истца в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление указало, что оно в соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении автомобильных дорог Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 806, является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог Краснодарского края общего пользования, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, и в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет контроль за перевозкой тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде на автомобильных дорогах общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам. Ранее этими полномочиями было наделено Учреждение.
Податель жалобы просит рассмотреть дело в его отсутствие в связи с большой загруженностью, связанной с рассмотрением дел в Арбитражном суде Краснодарского края и невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако его представитель в суд не явился, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого решения, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным- дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал указанные подзаконные нормативные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам.
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде на автомобильных дорогах общего пользования", от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", а также упорядочения деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, главой администрации Краснодарского края постановлением N 652 утверждены ставки платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.
На момент составления актов от 23.03.2005 N 009153 и от 17.01.2007 N 018865 организация контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов при проезде транспортных средств по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, возлагалась на Учреждение.
Однако в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации для осуществления функций государственного управления автомобильными договорами Краснодарского края с 01.01.2008 был создан орган исполнительной власти Краснодарского края - Управление, Положение о котором утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 806. В компетенцию Управления были переданы полномочия по взысканию сумм компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам регионального значения при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Следовательно, право на представление интересов Российской Федерации и ее субъектов зависит от компетенции названных органов. При передаче функций от одного органа к другому переходит и право выступать в суде, то есть происходит процессуальное правопреемство. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Суд первой и апелляционной инстанций без учета требований статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. И статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал Управлению в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, несмотря на признание за этим органом право на представление интересов Краснодарского края в вопросе взыскания ущерба, наносимого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу N А56-1892/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2009 г. N А56-1892/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника