Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 февраля 2009 г. N А42-3783/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
рассмотрев 02.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИТТЭ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А42-3783/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИТТЭ" (далее - Общество) в лице председателя ликвидационной комиссии Бердника Эдуарда Викторовича обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией. Общество также просило обязать Инспекцию осуществить государственную регистрацию его ликвидации.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, для государственной регистрации Общества в связи с ликвидацией были представлены все необходимые документы, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.04.2008 участниками Общества Малуновым Игорем Николаевичем и Кружилиным Алексеем Сергеевичем, каждый их которых владеет долей в размере 50 процентов уставного капитала Общества, принято решение о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (листы дела 7-8). В этот же день Обществом была подана заявка на публикацию сообщения о его ликвидации (лист дела 76).
Председатель ликвидационной комиссии Бердник Э.В. 24.06.2008 обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации Общества в связи с ликвидацией.
Инспекцией 01.07.2008 принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием среди представленных для регистрации документов ликвидационного баланса.
Считая, что для государственной регистрации были представлены все необходимые документы, в том числе и ликвидационный баланс, Общество просило суд признать решение Инспекции от 01.07.2008 об отказе в государственной регистрации незаконным и обязать Инспекцию осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный Обществом ликвидационный баланс не содержит достоверной информации, признал решение Инспекции от 01.07.2008 об отказе в государственной регистрации обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требований Общества отказал. Апелляционный суд с указанными выводами согласился.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которыми добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
-документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью четвертой статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу положений статьи 22 Закона N 129-ФЗ указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее, чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица.
Согласно статье 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из представленного Обществом в Инспекцию ликвидационного баланса следует, что на момент его составления у Общества имелась кредиторская задолженность в сумме 2 284 000 руб., в том числе задолженность перед персоналом организации в сумме 432 000 руб.; по налогам и сборам в сумме 23 000 руб.; перед государственными внебюджетными фондами в сумме 2000 руб. и перед прочими кредиторами в сумме 1 827 000 руб. (лист дела 16). Сведений расчетах с кредиторами, о наличии имущества и денежных средств указанный баланс не содержит.
Между тем в силу положений статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.
Поскольку Общество не произвело расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс не мог быть составлен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ГК РФ, если стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 данного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В соответствии со статьей 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. При обнаружении таких обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а согласно пункту 1 статьи 226 указанного Федерального закона нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 этого же Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Кроме того, в связи с принятием участниками Общества решения о его ликвидации Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества. По итогам рассмотрения акта указанной проверки с участием председателя ликвидационной комиссии Общества руководителем Инспекции было вынесено решение от 20.06.2008 N 11590 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Выявленная в результате проверки недоимка по уплате вышеперечисленных налогов в сумме 815 122 руб. в представленном в Инспекцию ликвидационном бухгалтерском балансе Общества не была отражена.
Установив вышеназванные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что указанный баланс следует считать недостоверным.
.
При таких обстоятельствах оснований для признания обжалуемого решения Инспекции недействительным не имелось, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по настоящему делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А42-3783/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИТТЭ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2009 г. N А42-3783/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника