г. Санкт-Петербург
19 ноября 2008 г. |
Дело N А42-3783/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9993/2008) ООО "ВИТТЭ"
на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 08.09.2008 по делу N А42-3783/2008 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ВИТТЭ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску
о признании незаконным решения от 01.07.2008 об отказе в государственной регистрации
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИТТЭ" (далее - Общество, заявитель) в лице Председателя ликвидационной комиссии обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по г.Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) от 01.07.2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
В порядке устранения допущенных нарушений Общество просит обязать Инспекцию осуществить государственную регистрацию ликвидации ООО "ВИТТЭ".
Решением от 08.09.2008 по делу N А42-3783/2008 в удовлетворении требования было отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на применение судом первой инстанции закона (Налогового кодекса РФ), не подлежащего применению.
В судебное заседание представители сторон не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлены.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения дополнительных документальных проверок.
В соответствии с нормами ст. ст. 87 и 89 НК РФ при ликвидации юридического лица проводится выездная налоговая проверка.
Как следует из материалов дела, в связи с решением Общества о ликвидации, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка за 2005 - 2008 годы. По результатам данной проверки вынесено решение N 11590 от 20.06.2008. Указанным решением ООО "ВЙТТЭ" доначислен налог в сумме 815 122 руб., пени - 218 606 руб., штраф - 163 025 руб.
Решение передано Председателю ликвидационной комиссии на руки 20.06.2008, о чем свидетельствует его подпись (л.д.64)
Общество, имея решение Инспекции о начислении налогов, пеней, санкций от 20.06.2008, в отсутствие обжалования в установленном порядке данного решения и до вступления указанного решения в силу, составило 23.06.2008 ликвидационный баланс.
Председатель ликвидационной комиссии ООО "ВИТТЭ" Бердник Э.В. 24.06.2008 обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества, приложив установленный пакет документов.
В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- ликвидационный баланс;
- документ об оплате государственной пошлины.
Представление указанных документов в Инспекцию подтверждается выданной регистрирующим органом распиской.
В заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией Общество указало на соблюдение установленного законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами. В ликвидационном балансе Общество также указало на отсутствие какого-либо имущества и обязательств перед кредиторами.
По результатам рассмотрения представленных документов 01.07.2008 Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (отсутствует ликвидационный баланс).
В обоснование отказа инспекция указала, в частности, на недостоверность сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам.
По мнению налогового органа, в нарушение требований, установленных Законом о регистрации представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (в ликвидационном балансе отсутствовали сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет).
За Обществом числится задолженность по налогам, доначисленным по результатам выездной налоговой проверки за 2005-2008 годы, пени и штрафу.
По мнению инспекции, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности общества по обязательным платежам, равнозначно его непредставлению в регистрирующий орган.
Налогоплательщиком решение N 11590 от 20.06.2008 по выездной налоговой проверке не обжаловалось. На основании решения Инспекцией выставлены и направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пени и штрафа от 09.07.2008 N N 4300, 4301, 4302.
Согласно ч.1 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия обязана принимать меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Общество, имея решение Инспекции о начислении налогов, пеней, санкций от 20.06.2008 не учло имеющиеся в нем сведения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
По смыслу названных норм, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
В регистрации ликвидации обществу было отказано в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка ликвидации юридического лица. В частности, в регистрирующий орган ликвидатором были представлены ненадлежаще оформленные документы: ликвидационный баланс содержал недостоверные и противоречащие бухгалтерскому балансу сведения.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов. Между тем, у общества имеется непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы ликвидатора об установлении указанной задолженности по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства осуществлена инспекцией до составления ликвидационного баланса и представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества.
Данная позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской федерации (определение от 23.10.2008 N 13715/08).
При выявлении задолженности за период осуществления хозяйственной деятельности общества до принятия им решения о ликвидации, отказ в государственной регистрации ликвидации такой организации является обоснованным, а сведения об отсутствии долга перед бюджетом, указанные в ликвидационном балансе недостоверными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 8 сентября 2008 года по делу N А42-3783/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3783/2008
Истец: ООО "ВИТТЭ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску