Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2009 г. N А21-6272/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2009 г. N А21-6272/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкезича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15,07,2008 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 (судьи Петренко Т.И., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А21-6272/2007,
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (далее - Общество) платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 470 581,16 рубля, включающих в себя сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2007 года в размере 1 138 988 рублей 84 копеек, сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2007 года в размере 1 331 592 рублей 32 копеек.
Решением суда от 15,07.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008, заявленные требования Управления удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения.
Общество и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь природопользователем, представило в Федеральное государственное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области" (далее - ЦЛАТИ) расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2007.
По результатам проверки ЦЛАТИ были составлены акты от 27.08.2007 N 1/387 и N 1/390, из которых следует, что представленные плательщиком формы расчетов не соответствуют требованиям действующего законодательства и нормативных документов, а также имеют искажения (занижение) отчетности.
На основании представленных документов ЦЛАТИ произведены расчеты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду Обществом за 1 и 2 кварталы 2007. Управлением предъявлено Обществу требование от 29.08,2007 N 4158, в соответствии с которым Обществу предложено в течение пяти дней с момента получения требования произвести оплату имеющейся задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2007 года в размере, исчисленном ЦЛАТИ: за 1 квартал 2007 года в размере 1 138 988 рублей 84 копеек, сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2007 года в размере 1 331 592 рублей 32 копеек.
Общество не согласно с расчетами, произведенными ЦЛАТИ, указывая на отсутствие у ЦЛАТИ права на проведение перерасчетов, а также на то, что документы на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду направлялось им в Управление и указанное разрешение было получено 01.02.2008.
Судами установлено, что предметом деятельности Общества является транспортирование и очистка сточных вод от курортной группы городов (г. Светлогорск, г. Пионерский, г. Зеленоградск и др.) и выпуск очищенных сточных вод в Балтийское море; сбор, транспортирование и очистка сточных вод, сбор, переработка и утилизация твердых бытовых отходов.
Из представленных Обществом расчетов платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за первый и второй кварталы 2007 года также следует, что Общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками, сброс вредных веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Согласно части 3 этой же статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Согласно пункту 5 указанного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Судами сделан правильный вывод о наличии у ЦЛАТИ права на проведение перерасчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2006 N 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" (действовавшему до 05.04.2007) Федеральные государственные учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений" осуществляют проверку правильности начисления платежей (пеней, штрафов по ним) для объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю и иных крупнейших плательщиков; прием отчетности, проведение разъяснительной работы, подготовка актов сверок и направление их на рассмотрение в территориальные управления Ростехнадзора; ведение реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от б апреля 2007 N 207 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" (действовавшему с 06.04.2007 до 08.08.2008) на Федеральные государственные учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений" возложена проверка и анализ правильности начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (пеней), направление информации о правильности начисления платы (пеней), в том числе по выявленным нарушениям, в соответствующее территориальное управление Ростехнадзора; подготовка актов сверок расчетов по плате направление их на рассмотрение в соответствующие территориальные управления Ростехнадзора; предоставление консультаций по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также по вопросам, связанным с заполнением и представлением форм расчетов по плате.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о подтверждении Управлением размера взыскиваемой с Общества задолженности.
Необоснованным является приведенный в кассационной жалобе довод Общества о неправомерности применения Управлением класса опасности 4 к отходам (осадку) при механической и биологической очистке сточных вод в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, на которое ссылается Общество, коэффициент 0 применяется при определении нормативов платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов. Как установлено судами, такие лимиты Обществу установлены не были.
Управление правомерно отнесло спорные отходы к 4 классу опасности, поскольку в соответствии с пунктом 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511, в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. :
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А21-6272/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г. N А21-6272/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника