г. Санкт-Петербург
27 ноября 2008 г. |
Дело N А21-6272/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9277/2008) ОАО "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2008 по делу N А21-6272/2007 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к ОАО "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 470 581,16 рублей
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: Шпенков И.В. по доверенности N 6 от 18.01.2006
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (далее - общество, ОАО "ОКОС") платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 470 581,16 рублей, включающие в себя суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2007 года в размере 1 138 988 рублей 84 копейки, сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2007 года в размере 1 331 592 рублей 32 копейки.
Решением суда от 15.07.2008 заявленные требования управления удовлетворены полностью.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "ОКОС" подало апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда; рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако представитель в судебное заседание не явился.
Апелляционный суд, с учетом мнения представителя общества, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя управления.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава общества.
В соответствии пунктом 2.2 Устава предметом деятельности общества является: транспортирование и очистка сточных вод от курортной группы городов (г. Светлогорск, г. Пионерский, г. Зеленоградск и др.) и выпуск очищенных сточных вод в Балтийское море; сбор, транспортирование и очистка сточных вод сбор, переработка и утилизации твердых бытовых отходов.
Согласно Приложению к информационному письму N 700 от 07.07.2005 предприятие осуществляет следующие виды деятельности (код по ОКВЭД): 41.0 (сбор, очистка и распределение воды), 41.00 (сбор, очистка и распределение воды) 41.00.1 (сбор и очистка воды), 41.00.2 (распределение воды),45.2 (строительство зданий и сооружений), 60.24 (деятельность автомобильного грузового транспорта), 85.32 (предоставление социальных услуг без обеспечения проживания), 90.0G (удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность), 90.00.1 (удаление и обработка сточных вод), код по ОКПО: 76125721.
Являясь природопользователем, общество произвело расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2007 и предоставило его в Федеральное государственное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области" (далее- ЦЛАТИ по Калининградской области). При проверке правильности начисления платы было установлено, что представленные плательщиком формы расчетов не соответствуют требованиям действующего законодательства и нормативных документов, а так же имеют искажения (занижение) отчетности. Так, согласно п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632) плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в предела установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования подученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Основываясь на документах представленных ОАО "ОКОС", Федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области" (далее - ФГУ ЦЛАТИ по Калининградской области) выполнил анализ данных и расчет размера платы, согласно которым задолженность общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2007 года составила 1 138 988 рублей 84 копейки, за 2 квартал 2007 года -1 331 592 рублей 32 копейки Общая сумма задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2007 года составила 2 470 581 рублей 16 копеек, что подтверждается расчетами.
По результатам проверки 27.08.2007 были составлены акты N 1/387 и N 1/390, на основании которых управлением Ростехнадзора по Калининградской области обществу предъявлено требование (исх. 4158 от 29.08.2007), которым ОАО "ОКОС" было предложено в течение пяти дней с момента получения требования произвести оплату имеющейся задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2007 года.
В связи с тем, что данное требование обществом не исполнено, управление обратилось в Арбитражный суд Калининградской области заявлением.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, заслушав подателя жалобы, ознакомившись с отзывом, не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 15.07.2008., исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе размещение отходов производства и потребления, названный Закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объем обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.
По смыслу названных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду являются обязательными, и их уплата не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия получаемой предприятием прибыли.
Взимание платы с физических и юридических лиц за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другими видами воздействий на него обусловлено требованиями статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Обязанность хозяйствующих субъектов производить плату за размещение отходов предусмотрена статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Закрепляя в статье 3 названного закона в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, Закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т. д. Такого рода платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности.
В соответствии с пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально - возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно - правовом смысле, а носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
В соответствии с положениями ФЗ "Об охране окружающей среды" выброс и сброс вредных веществ, размещение отходов допускаются на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
Указанное разрешение является основанием для взимания с природопользователей платежей за нормативное и сверхнормативное пользование природными ресурсами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно пункту 3 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы, загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями от 21.01.2006, 29.05.2006, 14.12.2006) нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие осуществляет Ростехнадзор.
Данным органом были изданы приказы от 24.08.2005 N 604, от 26.01.2006 N 47 "О возложении функций администраторов", приказ от 29.03.2006 N 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду". В соответствии с данными приказами функции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие, оформлению актов сверок с плательщиками, выставлению требований об уплате и принудительному взысканию неуплаченных платежей, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм возложены на территориальные управления Ростехнадзора.
Расчеты, представленные истцом, проверены и принимаются судом как достоверные.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, то есть с применением повышающего коэффициента.
Проверив предоставленные расчеты, суд считает, что управление обоснованно заявило указанные требования к обществу. Обязанность внесения платы; за негативное воздействие на окружающую среду установлена статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
По мнению суда, общество является юридическим лицом, природопользователем, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, должно вносить плату за негативное воздействие. Вместе с тем платежи за негативное воздействие на окружающую среду обществом в бюджет не внесены ни в соответствии с самостоятельно произведенными расчетами, ни в размере указанном в требовании.
Освобождение природопользователя от уплаты названных платежей в связи с отсутствием у него прибыли или наличия у него льгот, указанный Закон не предусматривает.
Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующими перечень неналоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно, указывается, что неналоговые дохода бюджетов формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействий на окружающую среду, поступающие в федеральный бюджет - по нормативу 20%, бюджеты субъектов РФ по нормативу -40%, местные бюджеты по нормативу - 40%.
При этом, суд считает необоснованным довод ответчика о "недопустимости производства корректировки расчетов платежей ФГУ ЦЛАТИ". Полномочия ФГУ "ЦЛАТИ" следуют из пункта 2 ранее действующего Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 марта 2006 N 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" (с изменениями от 29.12.2006), согласно которому ФГУ "ЦЛАТИ" осуществляет проверку правильности начисления платежей (пеней, штрафов по ним) для объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю и иных крупнейших плательщиков; прием отчетности, проведение разъяснительной работы, подготовка актов сверок и направление их на рассмотрение в территориальные управления Ростехнадзора; ведение реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В настоящее время согласно пункту 3 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2007 N 207 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду" (по заключению Минюста РФ от 15 мая 2007 года N 01/4578-АБ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (носит организационный характер) на ФГУ "ЦЛАТИ" возложена проверка и анализ правильности начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (пеней), направление информации о правильности начисления платы (пеней), в том числе по выявленным нарушениям, в соответствующее территориальное управление Ростехнадзора; подготовка актов сверок расчетов по плате направление их на рассмотрение в соответствующие территориальные управления Ростехнадзора; предоставление консультаций по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также по вопросам, связанным с заполнением и представлением форм расчетов по плате.
Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 1725-р определен Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора. Согласно данному Перечню ФГУ "ЦЛАТИ" находится в ведении Ростехнадзора.
Вопрос выдачи управлением обществу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) не является предметом рассмотрения данного спора.
Исследовав представленные документы, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ и подтверждении размера задолженности.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2008 по делу N А21-6272/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6272/2007
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: ОАО "Объединенные канализационно-водпроводные очистные сооружения курортной группы городов"
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-6272/2007
24.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9277/2008
12.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-6272/2007
27.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9277/2008