Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 февраля 2009 г. N А26-4677/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аптека" и прокурора города Петрозаводска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05-11.2008 по делу N А26-4677/2008 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.Д. ),
установил:
Прокурор города Петрозаводска обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аптека" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа по 45 000 руб. за каждое правонарушение.
Решением от 09.09.2008 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде 90 000 руб. штрафа (по сорок пять тысяч рублей за каждое правонарушение).
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2008 решение от 09,09.2008 отменено в части привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Общество и прокурор, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм права, просят отменить постановление апелляционной инстанции от 05.11.2008.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, е связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия на основании приказов от 25.07.2008 N? 238-Пр и от 29.07.2008 N9 243-Пр проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий на объектах, расположенных в городе Петрозаводске по адресам: Березовая аллея, дом N 2S и улица Антонова, дом N 7, результаты проверки оформлены актами от 28.07.2008 и от 30.07.2008 соответственно.
В ходе проверки объекта, расположенного по адресу: Березовая аллея, дом N 25, выявлены следующие нарушения: на вывеске на фасаде здания указана "Аптека", в то время как согласно лицензии от 21.09.2006 N 99-902-011724 объект прописан как "Аптечный киоск" (пункт 3.3 Отраслевого стандарта); нарушаются температурные условия хранения лекарственных средств (пункты 4.5, 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Инструкция); совместно хранятся эфирно-масличное лекарственное растительное сырье и растительное сырье, не имеющее в составе эфирных масел (пункт 5.2 Инструкции); лекарственные препараты, относящиеся к списку "Б", хранятся на открытых стеллажах (пункт 5.6 Отраслевого стандарта); совместно хранятся лекарственные средства, различных фармакологических групп, а также парафармацевтическая продукция (пункт 5.2 Отраслевого стандарта и пункты 4.8.3 и 4.9.4 Инструкции); минимальный ассортимент лекарственных средств удовлетворяется на 78% (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.04.2005 Ш 312); не ведутся стеллажные карточки на лекарственные средства, ИМИ, БАД и парафармацевтику (пункт 4.9.1 Инструкции).
В ходе проведения проверки в аптечном киоске, расположенном по адресу: улица Антонова, дом N 7, также выявлены нарушения, а именно: на вывеске, расположенной над витриной, указана "Аптека", а согласно лицензии от 21.09.2006 N 99-902-011724 объект прописан как "Аптечный киоск", вывеска на фасаде здания отсутствует (пункт 3.3 Отраслевого стандарта); на день проверки в журнале учета показаний температуры и влажности воздуха последняя дата регистрации указанных параметров микроклимата датируется 29.06.2008 (пункт 3.19 Правил отпуска, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80); санитарное состояние помещений и оборудования неудовлетворительное и отсутствует специально выделенное место для хранения уборочного инвентаря (пункты 5.1 и 5.4 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)); нарушаются температурные условия хранения лекарственных средств (пункты 4.5, 4.5.2 Инструкции); совместно хранятся эфирно-масличное лекарственное растительное сырье и растительное сырье, не имеющее в составе эфирных масел (пункт 5.2 Инструкции); нарушены условия учета и регистрации в специальном журнале установленной формы калия перманганата (пункт 3.2.4 Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами); лекарственные препараты, относящиеся к списку "Б", хранятся на открытых стеллажах и лекарственные средства списка "А" хранятся в деревянном шкафу совместно с другими препаратами (пункт 5.6 Отраслевого стандарта); совместно хранятся лекарственные средства, различных фармакологических групп, а также парафармацевтическая продукция (пункт 5.2 Отраслевого стандарта и пункты 4.8.3 и 4.9.4 Инструкции); минимальный ассортимент лекарственных средств удовлетворяется на 72% (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.04.2005 N 312); не ведутся стеллажные карточки на лекарственные средства, ИМН, БАД и парафармацевтику (пункт 4.9.1 Инструкции).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором 18.08.2008 постановлений о возбуждении в отношении Общества двух административных дел, в связи с нарушением подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
В связи с тем, что рассмотрение административных дел о привлечении к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокурор обратился в суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что события двух правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, доказаны. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер для недопущения нарушений лицензионных требований. При этом суд посчитал, что Обществом совершены два самостоятельных правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отменил решение от 09.09.2008 в части привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 45 000 руб., придя к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции о совершении Обществом в данном случае двух самостоятельных правонарушений.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены Положением, в силу пункта 5 которого осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Судом по материалам дела правомерно установлено наличие в действиях Обществе состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Доказательства, опровергающие данный вывод, в материалы дела не представлены. Вывод суда о совершении Обществом вменяемого ему правонарушения основан на нормах действующего законодательства и подтверждается материалами дела.
Из материалов дела видно, что Управление Росздравнадзора по Республике Карелия по заданию прокурора проводила внеплановую проверку деятельности Общества по соблюдению им лицензионных требований и условий. Поскольку проверка двух принадлежащих Обществу аптечных киосков проводилась в рамках одного задания и в один и тот же период времени, кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что выявленные в результате проверки нарушения образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за совершение которого должно быть назначено одно предусмотренное Законом наказание. При таких обстоятельствах, в отсутствие сведений о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности, кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части привлечения Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 45 000 руб. и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А26-4677/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аптека" и прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2009 г. N А26-4677/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника