Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2009 г. N А21-5095/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е. В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В.,
при участии от ООО "Атла" Карташова М.А. (доверенность от 19.08.2008), Назарьева К.А. (доверенность от 02.02.2009), от Правительства Калининградской области Коркина И.А. (доверенность от 21.08.2008), от Агентства по имуществу Калининградской области Коркина И.А. (доверенность от 31.12.2008),
рассмотрев 04.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атла" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 по делу N А21-5095/2008 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атла" (далее - ООО "Атла") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным постановления Правительства Калининградской области (далее - Правительство) от 17.03.2008 N 125 "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект д. 42Б" в редакции постановления Правительства от 16.07.2008 N 449 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: Калининград, Ленинский проспект, 42Б" как не соответствующего статьям 3 и 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а также обязании Правительства устранить допущенное нарушение преимущественного права ООО "Атла" путем принятия постановления об условиях приватизации нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А" общей площадью 1763,6 кв. м в здании, расположенном по адресу г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б, предусмотрев в нем преимущественное право ООО "Атла" на приобретение в собственность указанного нежилого помещения по его рыночной стоимости, равной 37 800 000 рублей, в течение 20 дней с даты принятия судом решения "ООО "Атла" также просило признать незаконным бездействие Правительства и Агентства по имуществу Калининградской области (далее - Агентство), выразившееся в неисполнении Закона N 159-ФЗ в части соблюдения установленного порядка реализации преимущественного права ООО "Атла" на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А", общей площадью 1763,6 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б и обязать Агентство устранить допущенное нарушение преимущественного права ООО "Атла" путем направления последнему предложения о заключении договора купли-продажи нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А", общей площадью 1763,6 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б, с приложением копии постановления Правительства об условиях приватизации указанного нежилого помещения, а также проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Конкурсное агентство Калининградской области.
Решением от 24.09.2008 (судья Залужная Ю.Д.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 решение отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Атла" просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение от 24.09.2008 оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы ссылается на то, что он документально подтвердил статус субъекта малого предпринимательства.
ООО "Атла" утверждает, что Правительство и Агентство нарушили права и законные интересы заявителя, предоставленные ему Законом N 159-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, ООО "Атла" полностью отвечает условиям предоставления преимущественного права приобретения в собственность арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Отсутствие закона Калининградской области, который бы устанавливал предельные значения площади арендуемого имущества, не свидетельствует о невозможности реализации права субъектами малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Агентство просят оставить в силе обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "Атла" поддержал доводы жалобы, а представитель Правительства и Агентства против ее удовлетворения возразил.
Конкурсное агентство Калининградской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Материалами дела подтверждается следующее.
На основании договора аренды от 01.07.1993 N 3 (42) ООО "Атла" арендует нежилые помещения общей площадью 2729,3 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б. Срок действия договора аренды с 01.07.1993 по 31.12.2015.
Законом Калининградской области N 197 от 03.12.2007 "Об утверждении прогнозного плана государственного имущества Калининградской области на 2008 год" утвержден прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Калининградской области на 2008 год, в соответствии с пунктом 2.1 которого в перечень объектов недвижимого имущества (помещений, зданий, имущественных комплексов), которые планируется приватизировать в 2008 году включены встроенные нежилые помещения площадью 1763,6 кв. м, входящие в состав имущества, арендуемого ООО "Атла".
Правительство 17,03.2008 приняло постановление N 125 "Об условиях приватизации нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, Ленинский проспект, 42Б"; определены условия приватизации нежилого помещения по плану литера "IV" из литеры "А" общей площадью 1763,6 кв. м по названному адресу; установлен способ приватизации путем открытого аукциона; срок приватизации - 1 - 4 кварталы 2008 года, нормативная и начальная цена имущества установлена на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости в размере 37 800 000 руб.
ООО "Атла" 07.08.2008 представило в Агентство, а 08.08.2008 - в Правительство заявку на реализацию преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества, расположенного по указанному адресу площадью 1763,6 кв. м и просило отменить аукцион по продаже недвижимого имущества, назначенного на 22.08.2008, в связи с несоблюдением порядка реализации преимущественного права ООО "Атла" на приобретение указанного имущества в собственность.
Агентство 18.08.2008 в ответ на заявку указало ООО "Атла" на то, что реализация преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества, расположенного по указанному адресу, возможно после 1 января 2009 года.
ООО "Атла", полагая, что постановление Правительства N 125 от 17.03.2008 не соответствует статьям 3 и 4 Закона N 159-ФЗ, а также считая незаконным бездействие Правительства и Агентства, нарушающее права и законные интересы заявителя как лица, изъявившего желание реализовать преимущественное право покупки выставленного на аукцион 22.08.2008 нежилого помещения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, указал на то, что ООО "Атла" представило документы, из которых следует, что испрашиваемое заявителем в собственность имущество находится в пользовании непрерывно на протяжении 15-ти лет; арендная плата вносилась своевременно, в связи с чем заявитель имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества включенного в прогнозный план приватизации на 2008 год в собственность по его рыночной стоимости без проведения аукциона. Отсутствие на день рассмотрения заявления соответствующего закона Калининградской области, устанавливающего предельные размеры площадей арендуемого имущества, и утвержденного в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечня государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о невозможности реализации права субъектами малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими имущества в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, сослалась на нарушение судом норм материального права, указав на следующее. Арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке только при соблюдении четырех условий приватизации, установленных Законом N 159-ФЗ. На дату обращения ООО "Атла" с заявлением на реализацию преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества, предельные значения площадей не были определены ни в Законе N 159-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации, ни Законом Калининградской области, следовательно, не определено одно из условий преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, без которого это право не может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства. У арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для применения норм Закона N 159-ФЗ и для оценки соответствия названному Закону оспариваемого ненормативного акта.
Кассационная инстанция считает, что в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в Законе N 159-ФЗ.
Из статьи третьей Закона N 159-ФЗ усматривается, что воспользоваться преимущественным правом на приватизацию субъект малого и среднего бизнеса сможет только при выполнении следующих четырех условий:
- арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего бизнеса непрерывно не менее трех лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором (договорами) аренды такого имущества;
- арендная плата перечислялась в течение всего срока аренды надлежащим образом;
- площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные законами субъектов РФ предельные значения;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В переходных положениях Закона N 159-ФЗ (статья 9) установлено, что если до 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации не воспользуются предоставленным правом и не установят предельные значения, то во внимание будет приниматься лимит, определенный федеральным Правительством. Срок для этого ведомства тот же - до 1 января 2009 года.
Таким образом, при отсутствии установленного размера площади законом субъекта Российской Федерации преимущественное право не может быть реализовано субъектами малого и среднего бизнеса.
Как следует из материалов дела, на момент обращения ООО "Атла" с заявкой на реализацию преимущественного права выкупа в собственность государственного имущества площадью 1763,6 кв. м, не были определены предельные значения площади арендуемых помещений, в отношении которых возможна реализация преимущественного права.
Оспариваемое постановление Правительства от 17.03.2008 N 125 об условиях приватизации спорных нежилых помещений принято до вступления в силу Закона N 159-ФЗ, что исключает возможность его несоответствия названному Закону.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции является законным и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его изменения или отмены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Ходатайство Правительства и Агентства об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Калининградской области от 21.08.2008, не подлежит удовлетворению, поскольку по смыслу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмена обеспечительных мер в связи с принятием судебного акта об отказе в иске производится судом, принявшим такой судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 по делу N А21-5095/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В.Коняева |
Судьи |
Г.М.Рудницкий |
|
И.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2009 г. N А21-5095/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника