Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2009 г. N А21-1678/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2008 г. N А21-1678/2008
См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2008 г. N 13АП-9755/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от Калининградского тылового таможенного поста Кривцова В.Б. (доверенность от 01.10.2008),
рассмотрев 27.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2008 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-1678/2008,
установил:
Территориальное управление Росимущества по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Администрация) о взыскании 241 115 руб. 98 коп. неосновательного обогащения и 12 977 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 23.06.2008 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Калининградский тыловой таможенный пост.
Решением от 30.07.2008 с Администрации в пользу Управления взыскано 2.41 115 руб. 98 коп. неосновательного обогащения и 12 977 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2008 решение от 30.07.2008 изменено: с Администрации в пользу Управления взыскано 235 252 руб. 70 коп. задолженности и 12 933 руб. 58 коп. процентов; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 30.07.2008 и постановление от 01.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не учтено то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон), делегированные Законом Калининградской области от 28.12.2005 N 720 муниципальному образованию "Мамоновский городской округ" государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния относятся к федеральным государственным полномочиям, расходные обязательства по которым в силу Закона относятся на федеральный бюджет. Податель жалобы указывает, что отсутствует необходимость заключения договоров возмездного характера в отношении имущества, фактически используемого в целях осуществления государственных полномочий, в период согласования и передачи его из федеральной собственности в муниципальную.
В судебном заседании представитель Калининградского тылового таможенного поста возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле лица, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области (далее - Комитет) от 26.07.2002 N 936-р нежилые помещения общей площадью 85,14 кв. м на 1-м этаже в здании, являющемся собственностью Российской Федерации, расположенном по адресу: г. Мамоново, ул. Таможняя, 4а, находящемся на балансе Калининградского тылового таможенного поста, переданы в безвозмездное пользование отделу ЗАГС администрации Калининградской области (далее - отдел ЗАГС) для размещения его филиала в городе Мамонове.
Комитет и отдел ЗАГС 26.07.2002 заключили договор N 416-БП безвозмездного пользования имуществом, в соответствии с которым Комитет предоставил отделу ЗАГС спорные нежилые помещения общей площадью 85,14 кв. м, расположенные по адресу: г. Мамоново, ул. Таможняя, 4а.
Указанные помещения переданы отделу ЗАГС по акту приема-передачи от 26.07.2002.
В пункте 3.1 договора указано, что договор заключается на неопределенный срок и вступает в силу с момента передачи имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии с Законом Калининградской области от 28.12.2005 N 720 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по государственной регистрации актов гражданского состояния" отдельными государственными полномочиями Калининградской области по государственной регистрации актов гражданского состояния наделяются исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Калининградской области, в том числе муниципального образования "Мамоновский городской округ".
Решением Мамоновского окружного Совета депутатов от 29.12.2005 N 378 в структуру Администрации муниципального образования введен отдел регистрации актов гражданского состояния.
Полномочия по управлению федеральным имуществом на территории Калининградской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области.
Частью первой статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право каждой из сторон во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц.
Управление направило в адрес отдела ЗАГС письмо от 17.04.2006 N ТМ-2446 о расторжении указанного договора безвозмездного пользования, предложив заключить договор аренды, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" конкретизированы стороны, имеющие право на заключение договора безвозмездного пользования, и отдел ЗАГС к их числу не относится.
Сославшись на то, что договор безвозмездного пользования прекращен, а договор аренды в отношении спорного помещения не заключен, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку ответчик использовал государственное имущество без законных оснований.
Суд апелляционной инстанции изменил решение и взыскал 235 252 руб. 70 коп. неосновательного обогащения и 12 933 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку согласно представленному в материалы дела расчету истца, сумма неосновательного обогащения по состоянию на 23.06.2008 необоснованно рассчитана за июнь 2008 года как за полный месяц (30 дней).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Во исполнение распоряжения Управления от 14.09.2007 N 816-р 23.06.2008 утвержден акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Калининградским тыловым таможенным постом, передаваемого в собственность муниципального образования "Мамомновский городской округ", в том числе спорного помещения.
На основании изложенного, согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 6 распоряжения Управления от 14.09.2007 N 816-р с 23.06.2008 (даты утверждения вышеуказанного акта приема-передачи) в отношении спорных помещений возникло право муниципальной собственности муниципального образования "Мамоновский городской округ", в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что исковые требования правомерно заявлены за период до 23.06.2008.
При вынесении постановления суд апелляционной инстанции оценил все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют материалам дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 по делу N А21-1678/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю.Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2009 г.
N А21 -1678/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника