Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2009 г. N А05-9318/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авнюгский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2008 по делу N А05-9318/2008 (судья Бабичев О.П.),
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Авнюгский леспромхоз" (далее - Общество) 3301 руб. 79 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период со второго квартала 2007 года по второй квартал 2008 года.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2008 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить указанное решение суда и оставить заявление Управления без рассмотрения. По мнению подателя жалобы, заявленные требования подлежат рассмотрению в деле о банкротстве.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Управления и Общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Общество, осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период со второго квартала 2007 года по второй квартал 2008 года в сумме 3301 руб. 79 коп.
Названное обстоятельство, а также неисполнение Обществом требования от 27.06.2008 об уплате задолженности явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из наличия у Общества в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Судом отклонен довод Общества о необходимости рассмотрения заявленных требований в деле о банкротстве.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей в спорный период), негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия - постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 767) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 принятие инструктивно-методических документов по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В рассматриваемом случае Управлением установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в процессе осуществления хозяйственной деятельности производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Общества в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Из расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со второго квартала 2007 года по второй квартал 2008 года усматривается, что сумма платежей составляет 3301 руб. 79 коп.
Поскольку размер задолженности Обществом не оспаривается, а требование об уплате платежей природопользователем не исполнено, суд правомерно удовлетворил заявление Управления.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод Общества о необходимости рассмотрения заявленных требований в деле о банкротстве.
В пунктах 4 и 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2007 по делу N А05-7100/2006-28 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды подлежала уплате после введения указанной процедуры банкротства, то есть, относится к текущим платежам, не подлежит включению в реестр требований кредиторов и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.
При указанных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2008 по делу N А05-9318/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авнюгский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. N А05-9318/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника