Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2009 г. N А21-1955/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Кужаровой Н.И.,
при участии от Министерства инфраструктуры Калининградской области Сорокиной С.А. (доверенность от 11.01.2009 N 1), от ЗАО "Балтийский пилигрим" директора Зорина А.В. (решение общего собрания акционеров от 01.06.2007),
рассмотрев 11.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства развития инфраструктуры Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А21 -1955/2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Семенова А.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Балтийский пилигрим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий Министерства инфраструктуры Калининградской области (далее - Министерство) и Конкурсного агентства Калининградской области по включению в конкурсную документацию на проведение открытого конкурса маршрутов N 109 "Калининград - пос. Южный" через пос. Лесное, Нивенское, Северный (лоты N 7, 8) и N 120 "Пос. Янтарный - Калининград" (лоты N 22, 23).
Определением от 15.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тотем пять" и общество с ограниченной ответственностью "КенигТрансАвто".
Решением от 31.07.2008 (судья Залужная Ю.Д.) в иске отказано. В отношении Конкурсного агентства Калининградской области производство по делу прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 решение от 31.07.2008 отменено. Оспариваемые действия Министерства признаны незаконными, а в отношении Конкурсного агентства производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом суда об идентичности предмета ранее заключенного Обществом с Государственным управлением транспортного комплекса договора на предоставление транспортных услуг автотранспортом общего пользования от 30.11.1998 N 32 с предметом договора от 19.04.2004 N 9, заключенного Обществом по итогам открытого конкурса на право работы на регулярных автобусных маршрутах по внутриобластной (межрайонной) автобусной маршрутной сети.
По мнению Министерства, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, приняв участие в конкурсе и подписав договор от 19.04.2004 N 9 с иным предметом и условиями, отказалось от выполнения заказа по предыдущему договору от 30.11.1998.
Министерство считает, что поскольку Общество по собственной инициативе не приняло участие в открытом конкурсе в 2007 году на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, его права и законные интересы этим конкурсом не ущемлены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с ними не согласился.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (перевозчик) и Государственное управление транспортного комплекса (заказчик) 30.11.1998 заключили договор N 32 на предоставление транспортных услуг общего пользования, по условиям которого перевозчик обязан осуществлять регулярные пассажирские перевозки населения области автобусами по утвержденной в установленном порядке маршрутной сети и автобусным маршрутам общего пользования: N 109 "Калининград - Южный 2", N 120 "Калининград -Янтарный", N 224а "Калининград - Советск" через Гвардейск, Славск, N° 227 "Гусев - Калининград" через Озерск, Правдинск.
В приложении 1 к данному договору указаны протяженность каждого маршрута, плановое количество автобусов, число рейсов и время начала и окончания работы.
Срок действия данного договора -до 31.12.2013.
В 2004 году Департамент развития транспортного комплекса провел открытый конкурс на право работы на регулярных автобусных маршрутах по внутриобластной (межрайонной) автобусной маршрутной сети. В этом конкурсе приняло участие Общество, которое было признано победителем лота N 1 и получило право работать на регулярных автобусных маршрутах внутриобластной маршрутной сети согласно поданной заявке.
С Обществом как победителем лота N 1 Департамент развития транспортного комплекса 19.04.2004 заключил договор заказа N 9 на право работы на регулярных автобусных маршрутах по внутриобластной (межрайонной) автобусной сети. По условиям этого договора Общество выполняет в 2004 году комплекс работ по организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по обязательной маршрутной сети и в режиме маршрутного такси пригородного и междугороднего сообщения в пределах маршрута (части маршрута), победившего на конкурсе (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.3 договора перевозчик выполняет работы, указанные в пункте 1.1 договора, на маршрутах: N 109 "Калининград - Южный",
N 120 "Калининград - Янтарный", N 523 "Калининград - Советск" через Гвардейск - Славск, N 527 "Калининград - Гусев" через Правдинск - Озерск.
В 2008 году Министерство объявило новый открытый конкурс на право заключения договоров по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети. Всего 101 лот (маршрут), с учетом изменений - 107 лотов. Организатором конкурса указано Конкурсное агентство. Объявление о проведение конкурса опубликовано в газете "Калининградская правда" от 15.02.2008.
В число маршрутов, выдвинутых на конкурс, включены следующие: N 109 "Калининград - пос. Южный" через Лесное, Нивенское, Северный (лоты 7, 8) и N 120 "Пос.Янтарный - Калининград" (лоты 22, 23).
Общество, считая, что оно является перевозчиком пассажиров автобусами данных маршрутов по договору от 30.11.1998 N 32, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в иске, исходил из того, что Общество, приняв участие в конкурсе в 2004 году и подписав 19.04.2004 N 9 новый договор, отказалось от выполнения заказа по предыдущему договору от 30.11.1998 N 32.
Суд первой инстанции, признав прекращение обязательственных отношений по договору от 30.11.1998 N 32, не нашел несоответствия обжалуемых действий Министерства требованиям действующего законодательства, а равно нарушения прав и законных интересов Общества в рассматриваемых правоотношениях.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда о прекращении действия договора от 30.11.1998 N 32 в результате заключения другого договора от 19.04.2004 N 9.
При этом апелляционная инстанция указала на то, что в деле не имеется доказательств, свидетельствующих о расторжении договора от 30.11.1998 N 32, а в договоре от 19.04.2004 N 9 отсутствует условие о том, что с момента вступления его в силу действие договора от 30.11.1998 N 32 прекращается.
Установив, что перевозка пассажиров как по договору от 30.11.1998 N 32, так и по договору от 19.04.2004 N 9 осуществлялась Обществом по одним и тем же маршрутам, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что оно не отказалось от ранее принятых обязательств и фактически осуществляло перевозку в период с 1998 по 2008 год в рамках договора от 30.11.1998 N 32.
Кассационная инстанция считает данный вывод апелляционной инстанции ошибочным.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и это не оспаривается истцом, что маршруты пассажирских перевозок в договорах от 30.11.1998 N 32 и от 19.04.2004 N 9 совпадают. Следовательно, заключив 19.04.2004 договор N 9 с тем же предметом, что и предшествующий, Общество фактически отказалось от выполнения обязательств по договору от 30.11.1998 N 32. Одновременное существование договоров с одним и тем же предметом (осуществление пассажирских перевозок по определенным маршрутам) невозможно.
Сам факт заключения договора от 19.04.2004 N 9 свидетельствует о том, что Общество с этого момента может выполнять свои обязательства только по этому договору, а не по ранее заключенному от 30.11.1998.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А21-1955/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2008 по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Балтийский пилигрим" в пользу Министерства развития инфраструктуры Калининградской области 1000 руб. расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г. N А21-1955/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника