Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2009 г. N А56-16128/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой" Тютюнникова В.А. (доверенность от 03.12.2008), от Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Одноконной О.В. (доверенность от 11.01.2009 N 1/5-21),
рассмотрев 25.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2008 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) по делу N А56-16128/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - управление) от 26.05.2008 к протоколу от 23.05.2008 N 928 о назначении обществу административного наказания по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.09.2008 суд изменил постановление от 26.05.2008 в части назначения наказания, установив меру ответственности в виде взыскания 450 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Постановлением от 26.11.2008 апелляционная инстанция оставила решение от 15.09.2008 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что его неправомерно привлекли к административной ответственности за нарушение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) и апелляционная инстанция не вправе привлекать его за нарушение статьи 22 Закона N 109-ФЗ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 21.05.2008 управление провело проверку соблюдения обществом требований Закона N 109-ФЗ. В ходе проверки установлено, что для выполнения работ обществом привлечены иностранные рабочие, в том числе гражданин Республики Узбекистан Норматов Фарходжон Абдугаффорович, которому предоставлено жилое помещение на территории детского сада N 21, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Рощино, ул. Пионерская, д. N 2а.
Управление установило, что в нарушение пункта 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ общество в течение одних суток не уведомило орган миграционного учета о прибытии 15.05.2008 гражданина Республики Узбекистан Норматова Ф.А. в место пребывания.
По результатам проверки управлением составлены акт от 21.05.2008 и протокол об административном правонарушении от 23.05.2008.
На основании названных документов управление 26.05.2008 вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания 500 000 руб. штрафа по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Общество оспорило данное постановление управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отметив, что материалами дела подтверждается событие административного правонарушения и вина общества в его совершении, изменил постановление управления от 26.05.2008 в части назначения наказания, установив меру ответственности в виде взыскания 450 000 руб. штрафа.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что общество не нарушило требования пункта 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ, однако указал, что общество не исполнило обязанность, предусмотренную статьей 22 того же Закона.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из указанных норм права следует, что субъект административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, - это организация, являющаяся принимающей стороной для иностранного гражданина или лица без гражданства.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ установлено время постановки на миграционный учет по месту пребывания: временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место, пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;
б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 названной статьи, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество не относится к организациям, перечисленным в подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ. В связи с этим общество не является организацией, на которой как на принимающей стороне лежит обязанность уведомить в течение суток орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Вместе с тем ошибочным является вывод апелляционного суда о том, что поскольку общество уведомления о прибытии иностранного гражданина Норматова Ф.А. в орган миграционного учета не направляло, оно правомерно привлечено к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в частности, имелись ли у административного органа законные основания для привлечения лица к административной ответственности.
При этом как в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, так и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует норма, наделяющая суд полномочиями по изменению содержащегося в материалах административного дела описания определенных действий (бездействия) виновного лица.
В соответствии со статьей 23.67 КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.9 КоАП РФ, наделены органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В данном случае суд как орган, не уполномоченный на рассмотрение данной категории административных дел, не вправе устанавливать новые обстоятельства по административному делу.
Общество привлечено к административной ответственности за то, что в течение одних суток не уведомило орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Между тем суд апелляционной инстанции установил в действиях (бездействии) общества невыполнение требований Закона N 109-ФЗ, касающихся уведомления миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, безотносительно к установленному частью 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ сроку, то есть вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в связи с неправильным применением норм права, а постановление управления от 26.05.2008 к протоколу от 23.05.2008 N 928 о привлечении общества к административной ответственности - признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А56-16128/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.05.2008 к протоколу от 23.05.2008 N 928.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2009 г. N А56-16128/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника