Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2009 г. N А56-19552/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 24.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2008 по делу N А56-19552/2008 (судья Боровая А.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк" (далее - ООО "Линк") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 15) в государственной регистрации реорганизации Общества путем присоединения.
Определением от 24.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МДМ ОПТ" (далее - ООО "МДМ ОПТ").
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Линк" уточнило заявленные требования и просило признать незаконными решения Инспекции N 15 об отказе в государственной регистрации от 19.03.2008 N 32140А, N 32143А , N 32149А.
Решением от 01.11.2008 решения Инспекции N 15 от 19.03.2008 N 32140А, N 32143А, N 32149А об отказе в государственной регистрации признаны незаконными. На Инспекцию N 15 возложена обязанность устранить допущенные нарушения - принять соответствующие решения о государственной регистрации на основании заявлений N 32140А, N 32143А, N 32149А, представленных 13.03.2008 ООО "МДМ ОПТ" и ООО "Линк" в Инспекцию N 15.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция N 15 просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального права, и вынести новый судебный акт, которым отказать ООО "Линк" в удовлетворении заявления. Инспекция N 15 ссылается на то, что правомерно в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказала в государственной регистрации, поскольку заявление по форме Р14001 содержало сведения, противоречащие Единому государственному реестру юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Инспекция N 15 отказала в государственной регистрации на основании заявления по форме Р13001, поскольку представлены не все документы, как это предусмотрено Законом N 129-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "МДМ ОПТ" 13.03.2008 обратилось в Инспекцию N 15 с заявлением по форме Р16003 о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (входящий N 32149 А).
Решением от 19.03.2008 N 32149А Инспекция N 15 отказала в государственной регистрации, поскольку в нарушение статьи 21 Закона N 129-ФЗ среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует заявление по форме Р 16003, подтверждающее, что все кредиторы в письменной форме уведомлены о реорганизации. Инспекция N 15 также указала, что в соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения опубликовать сообщение о принятом решении обязаны как присоединяемое юридическое лицо, так и юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение (лист дела 11).
ООО "Линк" 13.03.2008 обратилось в Инспекцию N 15 с заявлением по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, относительно участников юридического лица (входящий N 32143А), а также с заявлением по форме Р13001 (входящий N 32140А).
Инспекция N 15 решениями от 19.03.2008 N 32143А и N 32140А отказала в государственной регистрации (листы дела 69, 70).
Полагая, что решения, вынесенные Инспекцией N 15, являются незаконными, ООО "Линк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд, ссылаясь на статью 17 Закона N 129-ФЗ, пункт 5 статьи 51 Закона N 14-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (далее - постановление N 439), сделал вывод о том, что принятые Инспекцией N 15 решения являются незаконными, поскольку ООО "Линк" представило все документы в соответствии с Законом N 129-ФЗ. Суд установил, что Общество выполнило требования, касающиеся необходимости уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о реорганизации в форме присоединения, соответствующие доказательства представлены в регистрирующий орган. Суд сделал вывод, что действующее законодательство не обязывает осуществлять публикацию то юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение. Суд указал, что обращаясь с заявлением по форме Р14001 и Р13001 ООО "Линк" представило все необходимые документы, ссылки Инспекции N 15 на необходимость представления протокола от 28.11.2008 N 1 об утверждении изменений, вносимых в учредительные документы, отклонены судом, поскольку протокол от 28.11.2007 N 1 совместного общего собрания ООО "Линк" и ООО "МДМ ОПТ" представлен ООО "МДМ ОПТ" в качестве приложения к заявлению по форме Р16003, все три заявления сданы в Инспекцию N 15 одним общим пакетом, что следует из представленной Инспекцией N 15 описи документов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Постановлением N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представляется по форме Р 16003.
Как усматривается из материалов дела, ООО "МДМ ОПТ" представило на государственную регистрацию заявление по форме Р16003 (листы дела 54-57), решение о реорганизации юридического лица (лист дела 59), договор присоединения (лист дела 46), передаточный акт (лист дела 45), а также протокол совместного общего собрания участников ООО "Линк" и ООО "МДМ ОПТ" от 28.11.2007 N 1 и копию вестника (листы дела 61-63). Указанные документы поступили в Инспекцию N 15, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (лист дела 43).
Однако решением от 19.03.2008 N 32149А Инспекция отказала в государственной регистрации, мотивировав свое решение тем, что заявитель не представил доказательств, что все кредиторы уведомлены в письменной форме о реорганизации, поскольку опубликовать сообщение о реорганизации должно не только присоединяемое юридическое лицо, но и юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение. Суд кассационной инстанции считает, что суд правомерно отклонил указанный довод Инспекции N 15 со ссылкой на пункт 5 статьи 51 Закона N 14-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 51 Закона N 14-ФЗ не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Таким образом, довод Инспекции N 15 о том, что сообщение о регистрации должно опубликовать не только присоединяемое юридическое лицо, но и лицо, к которому осуществляется присоединение, не подтверждается нормами действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что ООО "МДМ ОПТ" представило на государственную регистрацию копию из Вестника государственной регистрации, в котором опубликовано сообщение о реорганизации ООО "МДМ ОПТ" (лист дела 62).
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что суд сделал правильный вывод о незаконности решения от 19.03.2008 N 32149А.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с постановлением N 439 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, представляется заявление по форме Р 13001. Из материалов дела следует, что ООО "Линк" представило заявление по форме Р 13001 (листы дела 79-83), решение от 30.10.2007 о реорганизации ООО "Линк" путем присоединения к нему ООО "МДМ ОПТ" (лист дела 84), устав ООО "Линк" в новой редакции (листы дела 85-94), учредительный договор (листы дела 95-96), а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов от 13.03.2008 N 32140А (лист дела 78).
Учитывая, что ООО "Линк" представило все документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ, у Инспекции N 15 отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно постановлению N 439 для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, представляется заявление по форме Р14001. Решение от 19.03.2008 N 32143А об отказе в государственной регистрации Инспекция N 15 мотивировала тем, что среди представленных документов отсутствует заявление по форме Р14001, подтверждающее, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны и указала также на то, что в случае возникновения у Пащенко А.В. обязательственных прав в отношении ООО "Линк", сумма долей, принадлежащая участникам, будет больше размера уставного капитала, содержащегося в ЕГРЮЛ.
Однако из материалов дела следует, что ООО "Линк" представило на государственную регистрацию заявление по форме Р14001 (листы дела 73-77), что подтверждается распиской в получении документов (лист дела 72). Изменения касались сведений об участниках юридического лица (лист дела 76).
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Закона N 129-ФЗ. Из названной статьи следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Представление Обществом всех предусмотренных Законом N 129-ФЗ необходимых документов подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах у Инспекции N 15 отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Ввиду изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, которое принято с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствует фактическим обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2008 по делу N А56-19552/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2009 г. N А56-19552/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника