Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2009 г. N А56-20879/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Курносовой Т.В. (доверенность от 11.01.2009 N 03-05/03),
рассмотрев 03.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2008 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-20879/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Погат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 17.06.2008 N 14 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.11.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.06.2008 Инспекция провела проверку соблюдения правил торговли алкогольной продукцией в принадлежащей Обществу закусочной, расположенной по адресу: Ленинградская область, город Волхов, улица Маяковского, дом 10.
В ходе проверки выявлен факт недоведения продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), а также в отсутствии в закусочной прейскуранта цен на алкогольную продукцию, где должны быть указаны наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции , а также за 0,1 л или 0,05 л.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.06.2008 N 47020069 и протокол об административном правонарушении от 16.06.2008 N 15.
Постановлением Инспекции от 17.06.2008 N 14 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания 30 000 руб. штрафа.
Общество, посчитав постановление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суды сделали вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц, за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в виде наложения штрафа в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о наименовании алкогольной продукции, ее цене, объеме в потребительской таре. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 141 Правил продажи в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или за 0,05 л.
Исследовав и оценив материалы дела, суды сделали вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а именно в нарушение пункта 141 Правил продажи в закусочной отсутствует прейскурант на алкогольную продукцию.
Вместе с тем судебные инстанции посчитали возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суды оценили обстоятельства совершения правонарушения и пришли к выводу о том, что действия Общества не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере установленного порядка продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющимся объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Суды посчитали возможным освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом суды учли, что прейскурант, составленный в соответствии с Правилами продажи представлен Обществом налоговому органу при составлении протокола об административном правонарушении, то есть на день вынесения оспариваемого постановления нарушения были устранены. Кроме того, материалами дела также подтверждается наличие в закусочной на момент проверки ценников, содержащих информацию о наименовании алкогольной продукции, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, цене за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре.
В силу статей 286, 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода судов.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А56-20879/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2009 г. N А56-20879/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника