Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2009 г. N А56-21521/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Ретунской О.А. (доверенность от 19.01.2009 N 57),
рассмотрев 26.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2008 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-21521/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стура Транспорт" (далее - ООО "Стура Транспорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 08.04.2008 N 1023/662 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 265 339 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.11.2008, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.08.2008 и постановление от 10.11.2008 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, счета-фактуры, выставленные обществом с ограниченной ответственностью "АС Логистике" (далее - ООО "АС Логистикс"), не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в графе "грузоотправитель и его адрес" указано ООО "АС Логистик". По условиям договора поставки от 02.10.2006 N ST-02/10 работы по полной комплектации и ремонту железнодорожных платформ производились на станциях Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", поэтому в качестве грузоотправителя, как считает налоговый орган, должна быть указана Северо-Кавказская железная дорога.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Стура Транспорт" представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года.
По результатам проведения камеральной проверки указанной декларации Инспекция составила акт от 12.03.2008 N 1484/173 и приняла решение от 08.04.2008 N 1023/662, которым отказала в возмещении 1 265 339 руб. налога на добавленную стоимость на основании счета-фактуры, выставленного ООО "АС Логистик".
Общество не согласилось с ненормативным актом Инспекции в части отказа в возмещении налога и оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суды обеих инстанций указали, что Общество подтвердило правомерность применения спорного налогового вычета.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные в данной статье налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм следует, что для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость и принятия их на учет.
Таким образом, налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг). Представленные налогоплательщиком документы должны быть надлежащим образом оформлены и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество (покупатель) заключило с ООО "АС Логистикс" (поставщик) договор от 02.10.2006 N ST-02/10 на поставку железнодорожных платформ, бывших в употреблении.
Согласно товарной накладной от 02.08.2007 N 21 ООО "АС Логистикс" является грузоотправителем и поставщиком платформ.
На основании товарной накладной ООО "АС Логистик" выставило Обществу счет-фактуру от 02.08.2007 N 21. Грузоотправителем и продавцом в счете-фактуре также поименовано ООО "АС Логистик".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличие у Общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на применение спорного вычета по налогу на добавленную стоимость.
Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы Инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Инспекция в материалы дела не представила доказательств того, что грузоотправителем действительно являлась Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "РЖД". Проанализировав содержание условий договора поставки от 02.10.2006 N ST-02/10, суды пришли к обоснованному выводу о том, что счет-фактура содержит сведения о продавце и грузоотправителе, соответствующие условиям договора и товарной накладной, и, следовательно, не может считаться выставленной с нарушением требований статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по делу N А56-21521/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2009 г. N А56-21521/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника