Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2009 г. N А56-20659/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Журавлевой О.Р., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Мирзеханова Р.С. (доверенность от 08.04.2008 N 05-13/05669),
рассмотрев 25.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2008 по делу N А56-20659/2008 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Амурский судостроительный завод" (далее - Общество, ОАО "АСЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании пеней в размере 22 101 519 руб. 96 коп., начисленных за несвоевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002-2004 годах, безнадежными ко взысканию и исключении их из карточки лицевых счетов Общества.
В судебном заседании 01.10.2008 заявитель уточнил требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил признать незаконными действия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.04.2008 N 222 и по состоянию на 03.07.2008 N 552, содержащих недостоверные сведения о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате пеней, начисленных за просрочку авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 20 271 175 руб. 67 коп. (страховая часть трудовой пенсии) и 1 827 288 руб. 48 коп. (накопительная часть трудовой пенсии), и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из карточки лицевых счетов Общества сведений о неисполненной обязанности по уплате вышеуказанных сумм.
Суд первой инстанции решением от 06.11.2008 заявленные ОАО "АСЗ" требования удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
При этом налоговый орган указывает на то, что у налоговой инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление Общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по пеням.
Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о суммах задолженности по пеням само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ибо не порождает никаких правовых последствий.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил ее удовлетворить. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в настоящее время ОАО "АСЗ" состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8. Ранее заявитель состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре.
В справке формы N 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.04.2008 N 222, предоставленной налоговым органом по запросу заявителя, указано, что задолженность Общества по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за 2002-2004 годы, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, составляет 20 282 788 руб. 00 коп. (по страховой части трудовой пенсии) и 1 831 987 руб. 04 коп. (по накопительной части трудовой пенсии).
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 12.05.2008 N 67/407, в котором просило списать отраженные на лицевом счете ОАО "АСЗ" пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 22 101 519 руб. 96 коп. в связи с отсутствием оснований для их законного отражения, поскольку имелось два вступивших в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края об отказе Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре во взыскании с Общества 5 193 941 руб. 53 коп. пеней, а также в связи с тем, что пени были начислены на авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, что противоречит пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47 и пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
Письмом от 13.05.2208 N 11-09-04/07603 Инспекция отказала в списании пеней со ссылкой на то, что подобное списание не предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В заявлении от 15.05.2008 N 67/419 Общество указало на ошибочность отражения на лицевом счете ОАО "АСЗ" указанных пеней в связи с их неправомерным начислением.
Согласно письму Инспекции от 22.05.2008 N 11-09-04/08207 задолженность Общества по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за 2002-2004 годы, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере 24 301 610 руб. 60 коп. (по страховой части трудовой пенсии) и 2 158 628 руб. 30 коп. (по накопительной части трудовой пенсии), которая была отражена в карточках РСБ по прежнему месту учета налогоплательщика, была принята налоговым органом от налоговой инспекции по прежнему месту учета по акту сверки от 15.05.2006.
По состоянию на 19.05.2008 названная задолженность составляла 20 271 175 руб. 67 коп. (по страховой части трудовой пенсии) и 1 832 090 руб. 46 коп. (по накопительной части трудовой пенсии).
По запросу ОАО "АСЗ" от 27.06.2008 N 533/67 Инспекция письмом от 09.07.2008 N 06-09/03-11517 направила Обществу справку формы N 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.07.2008 N 552, в соответствии с которой указанная задолженность составляет 20 271 175 руб. 67 коп. (по страховой части трудовой пенсии) и 1 827 288 руб. 48 коп. (по накопительной части трудовой пенсии).
ОАО "АСЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании законности действий Инспекции по выдаче названных справок и обязании налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "АСЗ" путем списания названных сумм пеней с карточки лицевого счета.
Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции в решении от 06.11.2008 сослался на то, что оспариваемые Обществом суммы начислены налоговым органом ошибочно, сведения о задолженности, содержащиеся в выданных ОАО "АСЗ" справках на основании данных карточки лицевого счета (карточки "РСБ") являются недостоверными, чем нарушаются права и законные интересы Общества. Нарушение прав и законных интересов Общества суд усмотрел в том, что недостоверное отражение информации в выданных Обществу справках по форме N 39-1 о наличии у него задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование препятствует получению заявителем кредитных средств, а, следовательно, негативно влияет на осуществляемую ОАО "АСЗ" хозяйственную деятельность.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителя налогового органа, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Пункт 1 статьи 24 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона N 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (статья 26 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Таким образом, окончательная сумма страховых взносов, подлежащих уплате, определяется по итогам отчетного периода, но не месяца, и, следовательно, начисление пени исходя из сумм ежемесячных авансовых платежей является неправомерным, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления суммы пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что пени, составляющие оспариваемую сумму, начислены за несвоевременное перечисление заявителем авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Данный вывод суда Инспекцией в кассационной жалобе не оспаривается.
Вместе с тем, суд первой инстанции не исследовал должным образом вопрос о достоверности сведений, отраженных в карточке лицевого счета (карточки "РСБ") Общества, в выданных заявителю справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам формы N 39-1.
В материалах дела имеются письмо Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю от 07.11.2006 N 10-10946 (том 1 лист дела 83) и письмо Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 18.12.2007 N 1-10/20578 (том 1 лист дела 101) из которых следует, что Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края направлялись иски в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании задолженности по пеням по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002-2004 годы, которые были удовлетворены судом.
Однако при рассмотрении настоящего дела судом не исследован вопрос о том, вошли ли указанные суммы задолженности, в отношении которых вынесены судебные решения о взыскании, в состав пеней, правомерность отражения которых на лицевом счете ОАО "АСЗ" оспаривается заявителем.
Кроме того, из представленного в материалы дела письма Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 22.10.2008 N 09-35/25664 (том 1 листы дела 111-125) следует, что начисление пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 15.05.2006 производилось названной налоговой инспекцией. Из отзыва Инспекции на уточненные требования Общества (том 1, лист дела 78), письма ГУ -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю от 07.11.2006 N 10-10946 (том 1, лист дела 85), письма ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 09.11.2006 N 1-09/5297 (том 1, лист дела 81) следует, что органами Пенсионного фонда Российской Федерации требования по уплате пеней, начисленных на авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не выставлялись, начиная с 2005 года, взыскание пеней производилась с учетом их начисления по кварталам, а задолженность Общества по пеням по состоянию на 03.10.2006 года имеется и составляет на страховую часть пенсии 4 901 123 руб. 62 коп., на накопительную часть пенсии - 202 498,36 руб. и органом Пенсионного фонда Российской Федерации оформлен пакет документов на взыскание пеней в судебном порядке. Суд оценку указанной переписке не дал.
Принимая во внимание, что начисление оспариваемых пеней производилось Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, взыскание названной задолженности проводит ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края и ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю, а ведение лицевого счета в настоящее время осуществляет Инспекция, суд первой инстанции был обязан для установления фактической обязанности Общества по уплате пеней с учетом их начисления по итогам квартала, а также выявления сумм пеней, начисленных необоснованно, и сумм пеней, не реальных ко взысканию в виду пропуска уполномоченными на взыскание задолженности органами установленных сроков взыскания, назначить проведение сверки по суммам пеней, правомерность начисления которых оспаривается Обществом, между указанными государственными органами и налогоплательщиком.
Согласно статье 5 Закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации и в силу пункта 4 статьи 25, а также статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ производит взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в судебном либо бесспорном порядке.
Вынося решение об удовлетворении требований Общества и обязывая Инспекцию списать с карточки лицевого счета Общества всю сумму пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края по состоянию на 15.05.2006, и переданную в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8, суд не принял во внимание положения названных статей Закона N 167-ФЗ и не привлек ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю к участию в деле, в то время как их законные права и обязанности решением суда по настоящему делу могут быть нарушены. Не привлечена к участию в деле и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Причем, для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: чтобы эти действия не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, и чтобы они нарушали права и законные интересы обратившихся в суд организаций (или граждан).
Довод Общества о том, что действия налоговой инспекции по выдаче ему справок по состоянию на 03.04.2008 N 222 и на 03.07.2008 N 552 препятствуют ведению ОАО "АСЗ" хозяйственной деятельности и получению кредитных средств в банке, заявителем не подтвержден.
В материалах дела отсутствует информация о том, что Общество обращалось за получением кредита в какой-либо банк, что ему отказано в его предоставлении либо предоставление кредита было отсрочено в связи с наличием информации в выданных справках N 222 и N 552 о задолженности по пеням. Доказательств того, что наличие указанных данных на лицевом счете Общества может повлиять на принятие банком решения, в деле не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции надлежащим образом не исследован вопрос о том, нарушают ли оспариваемые действия налогового органа права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права.
В силу положений части 3 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку судом не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а рассмотрение доказательств по делу выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что решение суда следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, решить вопрос о привлечении к участию в деле ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, предложить лицам, участвующим в деле, провести сверку сумм пеней, правомерность начисления которых оспаривается Обществом, а также предложить заявителю представить доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями налогового органа, учесть доводы и возражения участвующих в деле лиц и с надлежащим применением норм права принять обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2008 по делу N А56-20659/2008 отменить.
Дело передать в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2009 г. N А56-20659/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника