Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2009 г. N А56-48622/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2010 г. N Ф07-11632/2008 по делу N А56-48622/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. по делу N А56-48622/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М.,
при участии от Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области Дудыревой А.В. (доверенность от 15.07.2008), от администрации муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области Тамашева К.Г. (доверенность от 27.02.2009) и Скажутина А.В. (доверенность от 13.01.2009),
рассмотрев 05.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2008 (судья Агеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-48622/2006,
установил:
Администрация муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному учреждению "Кингисеппский лесхоз" (далее - ФГУ "Кингисеппский лесхоз") и Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС) о признании незаконным зарегистрированного УФРС права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда общей площадью 918,4 га в Кингисеппском лесничестве в кварталах N 38, 39, 40, 41, 62, 83, 84, 100 и Тикописском лесничестве в кварталах N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 ФГУ "Кингисеппский лесхоз", расположенные на землях городского поселения города Кингисеппа и являющихся городскими лесами, а также об отмене УФРС государственной регистрации права собственности и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.12.2004 N 47-01/00-30/2004-9.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Межрайонный территориальный отдел по Кингисеппскому и Сланцевскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Отдел Роснедвижимости).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация уточнила исковые требования и просила признать недействительным право федеральной собственности на лесные площади Кингисеппского лесхоза общей площадью 918,4 га: кварталы N 38, 39, 40, 41, 62, 83, 84, 100 в Кингисеппском лесничестве, кварталы N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 Тикописского лесничества, а также обязать УФРС исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации от 17.12.2004 N 47-01/00-30/2004-9 в части государственной регистрации права федеральной собственности на указанные лесные площади.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области; далее - ТУ ФАУГИ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Кингисеппское лесопромышленное предприятие" (далее - ОАО "Кингисеппское ЛПП") и общество с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - ООО "Фактор").
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2008 в порядке процессуального правопреемства ФГУ "Кингисеппский лесхоз" заменено на Ленинградское областное государственное учреждение "Ленинградское областное управление лесного хозяйства" (далее - ЛОГУ "Ленобллесхоз"), к участию в деле в качестве ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
В заседании Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, состоявшемся 15.04.2008, ЛОГУ "Ленобллесхоз" в порядке процессуального правопреемства заменено на Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз").
Решением от 30.04.2008 отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением от 06.10.2008 решение от 30.04.2008 отменено. Признано недействительным право федеральной собственности на лесные площади Кингисеппского лесхоза общей площадью 918,4 га: кварталы N 38, 39, 40, 41, 62, 83, 84, 100 в Кингисеппском лесничестве, кварталы N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 Тикописского лесничества, которые находятся в границах муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" и включены в состав земель проектной городской черты города Кингисеппа. Апелляционный суд обязал УФРС исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации от 17.12.2004 N 47-01/00-30/2004-9 в части государственной регистрации права федеральной собственности на указанные лесные площади.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 06.10.2008 и оставить в силе решение от 30.04.2008.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ поддержал кассационную жалобу, а представители Администрации возражали против ее удовлетворения.
УФРС, Отдел Роснедвижимости, ОАО "Кингисеппское ЛПП", ООО "Фактор", ЛОКП "Ленобллесхоз", Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды, Рослесхоз, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.08.1997 принято постановление губернатора Ленинградской области N 371-пг "Об утверждении проекта городской черты города Кингисеппа". В соответствии с балансом территории по проекту городской черты города Кингисеппа спорные земли Кингисеппского лесхоза включены в черту города.
Ленинградской областной регистрационной палатой (правопредшественник УФРС) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки свидетельством от 17.12.2004 серии 47-АА N 498887, а также выданными взамен него свидетельствами от 16.12.2005 серии 78-АА N 525243 и от 23.06.2007 серии 78-АВ N 6100879.
В письме от 15.03.2005 N 70 Отдел Роснедвижимости сообщил, что с 1998 года часть лесных поселений ФГУ "Кингисеппский лесхоз" площадью 918,4 га: кварталы 38, 39, 41, 42, части кварталов 62, 84, 100 Кингисеппского лесничества, кварталы 43, 63, часть квартала 64, кварталы 85, 86, 101, части кварталов 110 и 119 Тикописского лесничества учтены в категории земель поселений.
Распоряжением правительства Ленинградской области от 31.05.2007 N 210-р приняты в государственную собственность Ленинградской области федеральные государственные учреждения (лесхозы), безвозмездно передаваемые из собственности Российской Федерации в государственную собственность Ленинградской области, в том числе и ФГУ "Кингисеппский лесхоз".
В письме от 17.12.2007 федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорт" сообщило, что спорные лесные участки по материалам базового лесоустройства 1993 года относились к первой группе лесов. Перевод земель лесного фонда или изъятие земель в лесах первой группы осуществляется только Правительством Российской Федерации.
Администрация, полагая, что спорные лесные участки находятся в пределах городской черты, в связи с чем отнесение их к лесному фонду и государственная регистрация права федеральной собственности на них неправомерны, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение от 30.04.2008 и постановление от 06.10.2008 подлежат отмене, а дело -передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Администрацией муниципального образования оспаривается государственная регистрация права федеральной собственности на участок лесного фонда.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся как участки леса, так и участки лесных и нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываются в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 названного Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Таким образом, по мнению Администрации, в городскую черту был включен спорный участок лесного фонда, после чего тот обрел статус земель поселений, а такие земли согласно земельному законодательству используются и предназначены для населения.
Между тем в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации".
Однако судом не проверялось соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты города Кингисеппа в 1997 году с включением в городскую черту территории площадью 918,4 га, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду также надлежит установить, будет ли меняться статус участков леса (если будет, то в каком порядке) при переводе земель лесного фонда в земли поселений, имея в виду оспаривание Администрацией зарегистрированного права федеральной собственности на участок лесного фонда.
Кроме того, кассационная инстанция считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что рассмотрение дела с участием ТУ ФАУГИ, привлеченного не в качестве ответчика, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является основанием, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для безусловной отмены вынесенного по делу решения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Статья 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит третьих лиц к лицам, участвующим в деле.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А56-48622/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. N А56-48622/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника