Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2010 г. N Ф07-11632/2008 по делу N А56-48622/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу N А56-48622/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. по делу N А56-48622/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Казанцевой Р.В., Серовой В.К.,
при участии от администрации муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области Лямичева Е.Н. (доверенность от 08.09.2010 N 01-1362), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области Михеевой Т.В. (доверенность от 13.05.2010 N ар-105/05-10), от Федерального агентства лесного хозяйства Мартыненко Ф.Г. (доверенность от 23.12.2009 N АС-03-28/8137),
рассмотрев 09.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2009 (судья Савинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-48622/2006,
установил:
Администрация муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному учреждению "Кингисеппский лесхоз" (далее - ФГУ "Кингисеппский лесхоз") и Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС) о признании незаконным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки леса в Кингисеппском лесничестве в кварталах N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 общей площадью 918,4 га.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Межрайонный территориальный отдел по Кингисеппскому и Сланцевскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Отдел Роснедвижимости).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация уточнила исковые требования и просила признать недействительным право федеральной собственности на лесные площади Кингисеппского лесхоза общей площадью 918,4 га: кварталы N 38, 39, 40, 41, 62, 83, 84, 100 в Кингисеппском лесничестве, кварталы N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 Тикописского лесничества, а также обязать УФРС исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации от 17.12.2004 N 47-01/00-30/2004-9 в части государственной регистрации права федеральной собственности на указанные лесные площади.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области; далее - ТУ ФАУГИ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Кингисеппское лесопромышленное предприятие" и общество с ограниченной ответственностью "Фактор".
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2008 в порядке процессуального правопреемства ФГУ "Кингисеппский лесхоз" заменено на Ленинградское областное государственное учреждение "Ленинградское областное управление лесного хозяйства" (далее - ЛОГУ "Ленобллесхоз"), к участию в деле в качестве ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
В заседании Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, состоявшемся 15.04.2008, ЛОГУ "Ленобллесхоз" в порядке процессуального правопреемства заменено на Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз").
Решением от 30.04.2008 отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением апелляционного суда от 06.10.2008 решение от 30.04.2008 отменено. Признано недействительным право федеральной собственности на лесные площади Кингисеппского лесхоза общей площадью 918,4 га: кварталы N 38, 39, 40, 41, 62, 83, 84, 100 в Кингисеппском лесничестве, кварталы N 43, 63, 64, 85, 86, 101, 110, 119 Тикописского лесничества, которые находятся в границах муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" и включены в состав земель проектной городской черты города Кингисеппа. Апелляционный суд обязал УФРС исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации от 17.12.2004 N 47-01/00-30/2004-9 в части государственной регистрации права федеральной собственности на указанные лесные площади.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.03.2009 отменены решение от 30.04.2008 и постановление апелляционного суда от 06.10.2008, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
После нового рассмотрения решением от 06.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 06.08.2009 и постановление апелляционного суда от 28.04.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Рослесхоз возражает против ее удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит ее удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Рослесхоза и ТУ ФАУГИ, считая их несостоятельными, возражали против удовлетворения жалобы.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.08.1997 принято постановление губернатора Ленинградской области N 371-пг "Об утверждении проекта городской черты города Кингисеппа". В соответствии с балансом территории по проекту городской черты города Кингисеппа спорные земли Кингисеппского лесхоза включены в черту города.
Ленинградской областной регистрационной палатой (правопредшественник УФРС) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки свидетельством от 17.12.2004 серии 47-АА N 498887, а также выданными взамен него свидетельствами от 16.12.2005 серии 78-АА N 525243 и от 23.06.2007 серии 78-АВ N 6100879.
В письме от 15.03.2005 N 70 Отдел Роснедвижимости сообщил, что с 1998 года часть лесных поселений ФГУ "Кингисеппский лесхоз" площадью 918,4 га: кварталы 38, 39, 41, 42, части кварталов 62, 84, 100 Кингисеппского лесничества, кварталы 43, 63, часть квартала 64, кварталы 85, 86, 101, части кварталов 110 и 119 Тикописского лесничества учтены в категории земель поселений.
Распоряжением правительства Ленинградской области от 31.05.2007 N 210-р приняты в государственную собственность Ленинградской области федеральные государственные учреждения (лесхозы), безвозмездно передаваемые из собственности Российской Федерации в государственную собственность Ленинградской области, в том числе и ФГУ "Кингисеппский лесхоз".
В письме от 17.12.2007 федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорт" сообщило, что спорные лесные участки по материалам базового лесоустройства 1993 года относились к первой группе лесов. Перевод земель лесного фонда или изъятие земель в лесах первой группы осуществляется только Правительством Российской Федерации.
Администрация, полагая, что спорные лесные участки находятся в пределах городской черты, в связи с чем отнесение их к лесному фонду и государственная регистрация права федеральной собственности на них неправомерны, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение от 06.08.2009 и постановление от 28.04.2010 подлежат оставлению без изменения.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что утверждение проекта городской черты города Кингисеппа с включением в городскую черту спорных земельных участков леса не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращение зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.
Кассационная инстанция считает несостоятельными ссылки подателя жалобы на статьи 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, закреплявшими, что городские леса (леса, расположенные на землях городских поселений) не входят в лесной фонд.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
При таких обстоятельствах довод Администрации о том, что государственной регистрацией оспариваемого ею права федеральной собственности на участок лесного фонда нарушены ее интересы, не основан на законе.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Исследовав вопрос о переводе спорных земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты города Кингисеппа в 1997 году с включением в городскую черту территории площадью 918,4 га, суды установили, что доказательства осуществления процедуры перевода спорных участков леса из земель лесного фонда в земли поселений отсутствуют.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения как вынесенные в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу N А56-48622/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.