Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2009 г. N А21-5213/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" Кореневской Л.А. (доверенность от 19.12.2008 N 04-04-108),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.09.2008 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) по делу N А21 -5213/2008,
устанвил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление) от 08.08.2008 N 105-1/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Управление с месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензии на право пользования недрами КЛГ 01947 ВЭ и КЛГ 01972 ВЭ, неотъемлемыми частями которых являются, в том числе, Соглашения об условиях использования недрами. Пунктами 6 и 7 названных соглашений предусмотрены порядок и сроки представления обязательной отчетности.
В ходе проведенной с 01.07.2008 по 31.07.2008 плановой целевой проверки соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации в сфере недропользования Управлением установлено, что заявителем не соблюдаются условия лицензионных соглашений - не представляется обязательная отчетность, в чем усмотрено нарушение требований пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
По результатам проверки Управлением составлены акт от 31.07.2008 N 105, протокол от 31.07.2008 N 105-1/1 об административном правонарушении и вынесено постановление от 08.08.2008 N 105-1/1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Названным постановлением Обществу назначено наказание в виде 40 000 рублей штрафа.
Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Из материалов дела следует, что вывод Управления о несоблюдении Обществом условий лицензионных соглашений в части представления обязательной отчетности сделан на основании информации, изложенной в письме Управления по недропользованию по Калининградской области от 10.07.2005 N 667-п и письме Отряда мониторинга подземных вод по Калининградской области СЗ ГИП ГГП "Севзапгеология" от 04.07.2008 N 112, согласно которой Общество не представляло ежегодные отчеты о выполнении условий лицензионных соглашений за 2006 - 2007 годы.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суды пришли к выводу о том, что Управление не доказало наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. При этом суды исходили из того, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Обществом были представлены письма Управления по недропользованию по Калининградской области и Отряда мониторинга подземных вод по Калининградской области СЗ ГИП ГГП "Севзапгеология" от 05.08.2008 N 761-п и от 01.08.2008 N 150 соответственно, содержащие информацию о представлении Обществом итоговых отчетов о выполнении соглашений об условиях пользования недрами, а также копии этих отчетов; заявителем представлены сведения по форме N 2-тп за 2006 - 2007 годы.
Доводы Управления об отсутствии в представленных Обществом письмах информации о сроках представления отчетности, непредставлении оригиналов отчетов, обоснованно отклонены судами, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, именно Управление при решении вопроса о наличии события административного правонарушения, о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, обязано было исследовать все существенные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Управление в рамках административного производства обращалось в компетентные органы или к Обществу за дополнительной информацией и запрашивало дополнительные доказательства.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В связи с тем, что Управление не представило доказательств наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Управления.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 по делу N А21-5213/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2009 г. N А21-5213/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника