Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2009 г. N А56-20164/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Форум Нева" Мухина М.С. (доверенность от 10.07.2008), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Григорьева А.И, (доверенность от 11.01.2009), Даниловой Л.А. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев 17.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Форум Нева" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 (судьи Шульга Л.А., Лопато И.Б., Фокина Е.А.) по делу N А56-20164/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Форум Нева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 03.07.2008 N 003-2008/П-154-375 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить указанное решение суда первой инстанции, фактически обжалуя и постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы, постановление Комитета является незаконным и подлежит отмене.
В отзыве на жалобу Комитет просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения от 09.06.2008 N 003-2008/Р-154 должностным лицом Комитета 30.06.2008 проведены плановые мероприятия по контролю исполнения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В ходе проверки выявлено, что Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, на образующиеся отходы не составлен паспорт опасных отходов, не ведется учет отходов, не оборудовано место временного хранения отработанных люминесцентных ламп и не соблюдается периодичность их вывоза; у руководителя Общества и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год и 1 квартал 2008 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.06.2008 N 003-2008/Акп-154 и протоколе об административном правонарушении от 30.06.2008 N 003-2008/Па-154.
Постановлением Комитета от 03.07.2008 N 003-2008/П-154-375 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2 и 8,41 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Комитета в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Вместе с тем, придя к выводу о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ, суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, оставив решение без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
Согласно статьям 11, 18, 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, в соответствии с которыми норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818, приказом от 02.12.2002 N 785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В силу статьи 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Общество, осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, не соблюдает указанные обязанности, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ, а невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду- предусмотренную статьей 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ, обоснованно отказав в удовлетворении заявления о признании постановления Комитета незаконным.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А56-20164/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Форум Нева" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А.Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. N А56-20164/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника