Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2009 г. N А56-5132/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нортия" Кравченко Д.В. (доверенность от 15.01.2009) и Харькова В.В. (доверенность от 07.02.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Пинус А.В. (доверенность от 14.05.2008 N 07-14/32) и Баулина А.А. (доверенность от 25.06.2008 N 07-14/40),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-5132/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нортия" (далее - Общество, ООО "Нортия") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 07.02.2008 N 877 в части доначислений по земельному налогу за III квартал 2007 года. Одновременно Общество просило взыскать с налогового органа 20 000 руб. судебных расходов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 заявленные ООО "Нортия" требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Инспекции от 07.02.2008 N 877 в оспариваемой части. Судебные расходы взысканы судом с налогового органа в пользу Общества в сумме 15 000 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 решение суда от 31.03.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, на несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам. Налоговый орган утверждает, что правильно исчислил налог на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007. Изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода не является основанием для перерасчета налоговой базы текущего налогового периода.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 18 октября 2007 года представило в Инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года. В расчете налогоплательщик указал данные о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербурга, улица Земледельческая, дом 3, литера А и литера Б (кадастровые номера 78:34:4009:14 и 78:34:4009:15) в соответствии со справками, полученными 18.04.2007 от Приморского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
При проведении камеральной проверки полученного расчета Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом облагаемой земельным налогом базы - кадастровой стоимости спорных земельных участков. По имеющимся у налогового органа данным кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:34:4009:14 по состоянию на 01.01.2007 составила 177 180 336 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 78:34:4009:15 - 169 060 212 рублей. Изменения в сведения государственного земельного кадастра относительно вида разрешенного использования земельных участков, который влияет на величину кадастровой стоимости земельных участков, не приняты во внимание Инспекцией. Эти изменения внесены в течение налогового периода (2007 года), поэтому могут быть учтены только при исчислении налога за следующий налоговый период, т.е. за 2008 год.
Принятым по результатам проверки решением Инспекции от 07.02.2008 N 877 ООО "Нортия" доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 892 525 руб. земельного налога и 14 566 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Суды пришли к выводу, что Общество правомерно исчислило земельный налог исходя из доведенной до него в соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007. Кадастровая стоимость земельных участков указана в справках Комитета от 18.04.2007 NN 1380 и 1381, повторно направленных Обществу после исправления Комитетом (в том числе путем принятия мер к внесению изменений в сведения земельного кадастра) технической ошибки, допущенной при указании вида разрешенного использования спорных земельных участков. Суды установили, что в рассматриваемом случае изменение сведений в государственном земельном кадастре вызвано не изменением характеристик находящихся на спорных земельных участках объектов недвижимости, изменением вида разрешенного использования земельных участков, видов деятельности налогоплательщика или переводом земель из одной категорию в другую, а исправлением технической ошибки, ранее допущенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, внесенным обратным числом по состоянию на 01.01.2007.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Как следует из статьи 390 НК РФ, налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2007 году) определенная по состоянию на 1 января календарного года по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1147 и от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт- Петербурге" (в редакции, действовавшей в 2007 году) обязанность по доведению до сведения плательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года возложена на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. Эта обязанность должна быть исполнена в срок до 1 марта каждого календарного года.
Изданным во исполнение указанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 05.02.2007 N 103-рк "О порядке выдачи справки о цене земельного участка и справки о стоимости выкупа земельного участка" утверждена форма справки о цене земельных участков, в отношении которых в установленном порядке проведены работы по межеванию и осуществлен государственный кадастровый учет.
Судами установлено, что в январе 2007 года (30.01.2007) ООО "Нортия" получило из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу выписки из государственного земельного кадастра со сведениями о принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участках по адресам: ул. Земледельческая, д. 3, лит. А и лит. Б (кадастровые номера 78:34:4009:15 и 78:34:4009:14 соответственно).
Ввиду неправильного указания в графе 9 названных документов вида разрешенного использования (назначения) земельных участков - "использование для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки)", - Общество 14.02.2007 и 06.03.2007 обратилось с заявлением в Комитет по земельным ресурсам Санкт-Петербурга об исправлении допущенной ошибки (л.д. 43, 60). В подтверждение наличия ошибки при указании вида разрешенного использования (назначения) земельных участков Общество сослалось на пункт 4.1 совместного приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20.11.2006 NN 111/120 "О внесении изменений в Классификатор п. 1.13 "Разрешенное использование (назначение)" версии П., в соответствии с которым вид разрешенного использования земельных участков определяется по материалам дел по объектам недвижимости. ООО "Нортия" утверждало, что не осуществляет виды использования земельных участков, указанные в полученных документах, ввиду отсутствия соответствующих объектов недвижимости, в том числе гаражей и автостоянок. На закрепленных за ООО "Нортия" земельных участках находятся (л.д. 95-108) комплекс нежилых зданий бывшего автотранспортного предприятия (по адресу: Санкт-Петербург, ул. Земледельческая, д. 3, лит. А) и производственный корпус (по адресу: Санкт-Петербург, ул. Земледельческая, д. 3, лит. Б).
Направляя заявление об исправлении ошибки именно в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Общество исходило из положений пункта 14 статьи 396 НК РФ, постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1147 и от 28.11.2006 N 1432, а также совместных приказов Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20.11.2006 NN 110/119 и 111/120, в соответствии с которыми обязанность по доведению до сведения плательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года возложена на Комитет, он же (в лице районных отделов и Управления землеустройства Комитета) определяет вид разрешенного использования (назначения) земельного участка в зависимости от его функционального использования и конкретного вида размещенных на земельном участке объектов недвижимости.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга согласился с доводами налогоплательщика и 16.03.2007 выдал справки о кадастровой стоимости земельных участков N 841 и N 842 (л.д. 67, 69). Согласно этим справкам кадастровая стоимость земельного участка по адресу: СПб, ул. Земледельческая, д. 3, лит. Б, кадастровый N 78:34:4009:14 площадью 13 812 кв. м составляет 55 386 120 руб.; земельного участка по адресу; СПб, ул. Земледельческая, д. 3, лит. А, "кадастровый N 78:34:4009:15 площадью 13 179 кв. м составляет 52 847 790 руб.
В справках кадастровая стоимость земельных участков Общества указана по состоянию на 01 января 2007 года, что подтверждается содержанием их пункта 7. Аналогичные справки налогоплательщик получил 18.04.2007 (л.д. 25-26) и 17.09.2007 (л.д. 27-28), где также указано на их оформление по состоянию на 01.01.2007.
Следовательно, исправление технической ошибки внесено обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть на 01.01.2007.
В июне 2008 года Общество в очередной раз обратилось в Комитет по земельным ресурсам с просьбой сообщить вид разрешенного использования, определенный для спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007. В письме от 07.06.2008 (л.д. 111) Комитетом подтверждены сведения, указанные в справках от 16.03.2007.
По ходатайству Общества суд апелляционной инстанции в порядке статьи 66 АПК РФ направил в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (л.д. 124-126) запрос о причинах изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ООО "Нортия", и внесения изменений 11.04.2007 в государственный земельный кадастр, а также о том, имело ли место по состоянию на 01.01.2007 фактическое изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков, на который получен ответ (л.д. 129-130), аналогичный ответам на запросы Общества.
Оценив представленные сторонами и полученные судами документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам.
При первоначальном определении вида разрешенного использования Обществом спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга была допущена техническая ошибка.
ООО "Нортия" с начала осуществления своей деятельности не использует объекты недвижимости (административный корпус, склад горюче-смазочных материалов, производственный корпус, склады, экспериментальный центр диагностики автомобилей), расположенные на спорных земельных участках, как гаражи и автостоянки. Следовательно, функционально спорные участки относятся к землям, используемым под промышленными объектами и объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок). В материалы дела не представлены доказательства того, что Общество изменяло вид осуществляемой деятельности либо произошло изменение характеристик объектов недвижимости, влияющих на определение вида разрешенного использования (назначения) спорных земельных участков, как до 01.01.2007, когда вид разрешенного использования земельных участков определялся районным отделом и Управлением землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по материалам дел по объектам недвижимости, так и по состоянию на 01.01.2007.
Инспекция необоснованно расценила исправление ошибки как изменение Обществом в 2007 году вида разрешенного землепользования.
Суды правомерно отклонили ссылку налогового органа на письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу от 09.08.2007 N 5570, указав, что в 2007 году органами, обязанными определять вид разрешенного использования земельными участками по материалам дел по объектам недвижимости, являются районные отделы и Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Доказательств, свидетельствующих о направлении ООО "Нортия" в уполномоченный орган заявлений об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков, в деле нет. Но к материалам дела приобщен ответ Приморского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на запрос Инспекции от 29.01.2008 N 15-16/02366 (письмо от 11.02.2008 N 426 - лист дела 66), в котором подтверждено отсутствие обращений ООО "Нортия" в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга за изменением вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Судами также принят во внимание полученный Обществом от Управления землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в письме от 26.04.2007 N 4062 (лист дела 43) ответ на неоднократные обращения налогоплательщика по поводу допущенной в полученных им документах ошибки в указании вида разрешенного использования земельными участками, в котором, по сути, подтверждается допущенная ранее ошибка и сообщается о ее устранении, а также о внесении "соответствующих сведений Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу в Государственный земельный кадастр".
Министерство финансов России в письмах от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 и от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).Однако если изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 N ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесенных в основные документы государственного земельного кадастра - Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.
Исправление технических ошибок производится по решению уполномоченного должностного лица, ответственного за удостоверение сведений государственного земельного кадастра, в течение пяти календарных дней пооле обнаружения ошибки или получения от заинтересованного лица заявления об исправлении ошибки в записях кадастра. В случае, если имеются основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи государственного земельного кадастра, в исправлении технической ошибки заявителю отказывается (пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В данном случае исправление ошибки, допущенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга при указании вида разрешенного использования земельных участков Общества, осуществлено 11.04.2007 на основании служебной записки последнего.
Согласно справкам Комитета, выданным Обществу, исправление технической ошибки внесено обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть по состоянию на 01.01.2007.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что изменение сведений в Государственном земельном кадастре Санкт-Петербурга произведено в связи с исправлением ошибки, ранее допущенной Приморским районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Управлением землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, при указании вида разрешенного использования (назначения) спорных земельных участков.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет объектов налогообложения, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
В статьях 52, 54 и 396 НК РФ указано на самостоятельное исчисление налогоплательщиками-организациями суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Из названных норм следует, что данные о сумме налога, указанные налогоплательщиком в налоговых декларациях, должны быть достоверными, соответствующими объективно существующей обязанности по уплате налога в бюджет, установленной исходя из реальных и правильно определенных объектов налогообложения.
Поскольку Общество правильно указало в декларации по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года сумму налога, фактически подлежащую уплате в бюджет исходя из правильно определенной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, доведенной до него в 2007 году уполномоченным органом (с учетом исправления технической ошибки) в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 396 НК РФ, удовлетворение судами требований Общества следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы налогового органа не опровергают выводы судов, а направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, оснований для отмены принятых по данному делу судебных актов не имеется. Кассационная жалоба Инспекции отклоняется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда'города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по делу N А56-5132/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Судьи |
В.В.Дмитриев |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. N А56-5132/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника