Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2009 г. N А26-4572/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице национального банка Республики Карелия Дмитриевой О.В. (доверенность от 25.12.2007 N 10АА016956),
рассмотрев 19.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2008 (судья Яковлев В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 (судьи Третьякова Н.О., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-4572/2008,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - отделение Фонда) от 14.07.2008 N 193 в части непринятия расходов, произведенных страхователем на цели обязательного страхования в сумме 44 563 руб. 06 коп. на выплату пособий по беременности и родам.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2008, требования Банка удовлетворены.
В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, выплата пособий в сумме 44 563 руб. 06 коп. произведена Банком неправомерно, так как листки нетрудоспособности по беременности и родам выданы с нарушением пункта 8.1 Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее - Инструкция).
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Банка отклонил доводы кассационной жалобы.
Представители отделения Фонда, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена документальная выездная проверка Банка по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем -плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
По результатам указанной проверки отделение Фонда посчитало, что страхователь в нарушение пунктов 2.4 и 8.1 Инструкции необоснованно выплатил пособие по беременности и родам за счет средств государственного социального страхования на основании листков нетрудоспособности, которые были выданы медицинским учреждением на срок 140 календарных дней в день обращения женщин в более поздние сроки беременности.
Отделением Фонда составлен акт от 06.06.2008 N 355 с/с и принято решение от 14.07.2008 N 193 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования. Указанным решением расходы в сумме 45 992 руб. 45 коп. не приняты к зачету как произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
Банк не согласился с решением отделения Фонда в части непринятия расходов в сумме 44 563 руб. 06 коп и оспорил его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды обеих инстанций посчитали, что в соответствии с положениями статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Согласно пункту 2 этой же статьи сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.
Как установлено статьей 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Порядок выдачи листка временной нетрудоспособности по беременности и родам определен разделом 8 Инструкции.
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Банк в 2005 -2007 годах выплачивал пособия по беременности и родам в общей сумме 302 063 руб. 64 коп. на основании листков нетрудоспособности, которые были выданы каждый на 140 календарных дней. Из указанной суммы расходов отделение Фонда не приняло к зачету расходы в сумме 44 563 руб. 06 коп. по причине того, что листки нетрудоспособности по беременности и родам были выданы медицинскими учреждениями на срок 140 календарных дней не со срока 30 недель беременности, а в день обращения женщины в более поздние сроки беременности.
Статьей 255 Трудового кодекса определено, что женщинам по их заявлению на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. При этом отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Суды обеих инстанций, учитывая положения статьи 255 Трудового кодекса и статьи 7 Закона N 81-ФЗ, сделали правильный вывод о том, что отпуск по беременности и родам в размере 140 календарных дней исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что требования о единовременности и продолжительности выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности для предоставления отпуска по беременности и родам были соблюдены, и не находит оснований для удовлетворения жалобы отделения Фонда, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А26-4572/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2009 г. N А26-4572/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника