Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 марта 2009 г. N А56-28954/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева СВ. и Шпачевой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИнтерЛесТранс" Джуринской Л.О. (доверенность от 17.03.2009), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Кудряшова СВ. (доверенность от 22.12.2998),
рассмотрев 19.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнтерЛесТранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2008 по делу N А56-28954/2007 (судья Адаев О.С),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерЛесТранс" (далее - ООО "ИнтерЛесТранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 244 025,4 руб., незаконно списанных с лицевого счета в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов и 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кириши Леспром" (далее - ООО "Кириши Леспром").
Решением от 01.12.2008 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе ООО "ИнтерЛесТранс" просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что в данном случае суду следовало применить нормы международного права, которое не включают в состав провозных платежей расходы на административный контроль, в связи с чем эти расходы не могут быть взысканы с истца.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность ее доводов.
В судебном заседании представитель ООО "ИнтерЛесТранс" поддержал доводы жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" просил оставить жалобу без удовлетворения.
ООО "Кириши Леспром" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ИнтерЛесТранс" (агент) и ООО "Кириши Леспром" (клиент) заключили агентский договор от 18.09.2005 N 2009/05 (далее - Договор), в соответствии с которым агент обязался по поручению клиента за вознаграждение от своего имени, но за счет клиента выполнять работы по организации перевозки железнодорожным транспортом экспортно-импортных, транзитных и других грузов. Согласно Договору одной из обязанностей агента является производство расчетов с транспортными и экспедиторскими предприятиями.
С целью выполнения взятых на себя обязательств ООО "ИнтерЛесТранс" заключило с ОАО "РЖД" соглашение от 12.06.2004 N 06261273 о централизованных расчетах за перевозки грузов по железной дороге (далее - Соглашение), а также договор от 01.02.2007 N 0106062 о предоставлении дополнительных услуг.
В марте 2007 года ООО "Кириши Леспром" (грузоотправитель) со станции Пчевжа направило в адрес финского предприятия "Визувеси Ой" березовый фанерный кряж по железнодорожным накладным N А 844776, А 84477, А 84478, А 84479, А 84480. Плательщиком по указанной поставке в соответствии с Соглашением являлось ООО "ИнтерЛесТранс".
На пограничной передаточной станции Бусловская при таможенном досмотре 05.03.2007 было выявлено превышение объема перевозимого груза, в связи с чем Выборгская таможня возбудила дело об административном правонарушении декларанта (ООО "Кириши Леспром") и наложила на груз арест.
Из-за задержки груза ОАО "РЖД" составило акты общей формы от 13.03.2007 N 253, 254, 255, 256, 257, на основании которых начислило и списало в безакцептном порядке с лицевого счета ООО "ИнтерЛесТранс 244 025,4 руб. расходов, связанных с задержкой вагонов.
ООО "ИнтерЛесТранс", не считая себя лицом, обязанным возместить указанные расходы, направило ОАО "РЖД" претензию от 28.04.2007 о возврате незаконно списанных денежных средств. Ответчик оставил претензию без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, посчитав доказанным факт возникновения у ОАО "РЖД" подлежащих возмещению расходов, связанных с задержкой вагонов.
Кассационная инстанция считает, что решение от 01.12.2008 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенное в городе Хельсинки 16.04.1996 (далее - Российско-Финляндское соглашение).
В соответствии со статьей 2 Российско-Финляндского соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения, состоявшейся 25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки, утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются плата за перевозку груза и проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, то они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 Условий перевозок.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы следует признать обоснованными.
В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
В связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 6 580,51 руб. государственной пошлины по исковому заявлению, 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе и 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2008 по делу N А56-28954/2007 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИнтерЛесТранс" 244 025,4 руб. излишне уплаченных денежных средств, б 580,51 руб. государственной пошлины по исковому заявлению, 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе и 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2009 г. N А56-28954/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника