Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2009 г. N А66-4838/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А.,
рассмотрев 17.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2008 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 (судьи Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-4838/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области (далее - инспекция) возвратить обществу 75 387 руб. излишне уплаченного налога на прибыль (с учетом уточнения предмета спора).
Решением от 19.09.2008 суд обязал инспекцию возвратить обществу 75 387 руб.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 решение суда от 19.09.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявителем пропущен трехлетний срок на возврат налога, поскольку о наличии переплаты налогоплательщик знал на момент подачи декларации за 2004 год - 21 марта 2005 года.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 23.10.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 229 197 руб. 92 коп. переплаты налога на прибыль, зачислявшейся до 01.01.2005. Извещениями от 16.11.2007 N 7587 и 7588 инспекция уведомила общество о частичном возврате налога в сумме 6 700 руб. и зачете на сумму 1 164 руб. Письмом от 16.11.2007 N 07-12/16733 инспекция отказала обществу в возврате налога на прибыль в сумме 221 333 руб. 92 коп. со ссылкой на пропуск 3-х летнего срока с дня уплаты налога для подачи заявления на возврат суммы переплаты налога.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль заявителем не пропущен и факт переплаты налога на прибыль за 2002 - 2004 годы в сумме 75 387 руб. подтвержден актом сверки расчетов по состоянию на 08.09.2008.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Пункт 5 статьи 78 НК РФ устанавливает, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Как следует из пункта 8 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации случаев, зачет и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. При этом установленный в пункте 8 статьи 78 НК РФ трехлетний срок подачи заявления применяется как при возврате, так и при зачете налога и началом течения этого срока является день уплаты налога.
Следовательно, определенный в пункте 8 статьи 78 НК РФ срок установлен для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных платежей.
Из материалов дела видно и судами установлено, что переплата по налоговым платежам образовалась у общества по суммам, уплаченным за 2002 - 2004, что инспекцией не оспаривается. При этом с заявлением о возврате излишне уплаченных налоговых платежей общество обращалось в налоговый орган 23.10.2007.
Относительно требования общества о возврате переплаты в сумме 75 387 руб. по налогу на прибыль, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 N 173-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации". В названном определении указано, что рассматриваемая правовая норма "направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов". Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть, трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате указанных сумм.
Заявленная к возврату обществом сумма 75 387 руб. подтверждена актом сверки расчетов налогоплательщика с инспекцией от 21.07.2006 N 1390 и актом сверки по налогу на прибыль по состоянию на 08.09.2008. Налоговый орган не представил доказательств, что до проведения сверки расчетов 21.07.2006 не уведомлял налогоплательщика об имеющейся у последнего переплате по налоговым платежам.
Поэтому суды обоснованно сделали вывод, что общество, обратившись с заявлением о возврате излишне уплаченных налоговых платежей 23.10.2007, не пропустило установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ срок для обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, поскольку датой образования спорной суммы переплаты являются суммы налога на прибыль, уплаченные за 2002-2004 и общество узнало о наличии переплаты только из акта сверки от 21.07.2006.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, а направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу N А66-4838/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. N А66-4838/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника