Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 9 ноября 2022 года кассационную жалобу МВД по Республике Татарстан на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1308/2022 по административному исковому заявлению Кабировой Татьяны Валерьевны к судебным приставам-исполнителям отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Герасимову А.Т, начальнику того же отделения - старшему судебному приставу Гинатуллиной Г.М. и самому отделению, начальнику Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Мустафину И.Г. и самому Центру, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя МВД по Республике Татарстан по доверенности Логинова М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением начальника отделения по исполнению административного законодательства Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - отделение по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД России по Республике Татарстан) Мустафина И.Г. N от 22 июня 2021 года Кабирова Т.В. (собственник транспортного средства LADA GRANTA с государственным регистрационным знаком "данные изъяты") привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за превышение установленной скорости движения на величину более 20, но не более 40 километров в час.
23 июня 2021 года копия данного постановления направлена по месту жительства собственника транспортного средства, получена Кабировым Р.Р. 1 июля 2021 года.
По истечении установленного частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ шестидесятидневного срока со дня вступления постановления в законную силу в связи с отсутствием сведений об уплате Кабировой Т.В. назначенного штрафа 19 сентября 2021 года указанное постановление о привлечении к административной ответственности направлено для принудительного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - ОСП по ВАШ УФССП России по Республике Татарстан) Герасимовым А.Т. от 22 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство N 286809/21/16058-ИП о взыскании с Кабировой Т.В. административного штрафа в размере 500 руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 1 октября 2021 года обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в отделении "Банк "Татарстан" и ПАО "АК БАРС", послужившие основанием для списания со счета должника денежных средств в размере 1 000 руб, из которых 500 руб. возращены должнику.
7 октября 2021 года исполнительное производство N 286809/21/16058-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (пункт 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").
Кабирова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Республике Татарстан Герасимова А.Т. по принудительному взысканию денежных средств в размере 500 руб. в рамках исполнительного производства N 286809/21/16058-ИП от 22 сентября 2021 года; признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства N 286809/21/16058-ИП от 22 сентября 2021 года, а также о восстановлении срока его обжалования ввиду того, что копия постановления ей не вручалась; признании незаконными действий должностного лица ЦАФАП ГИБДД МВД России по Республике Татарстан по направлению в ОСП по ВАШ УФССП России по Республике Татарстан на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
В обоснование административных требований указано, что постановление по делу об административном правонарушении было направлено в службу судебных приставов до его вступления в законную силу. О возбужденном исполнительном производстве административный истец узнала лишь 24 сентября 2021 года и незамедлительно обратилась в ЦАФАП ГИБДД МВД России по Республике Татарстан с заявлением об отзыве исполнительного документа, однако ее обращение оставлено без ответа, чем нарушены права и законные интересы.
Решением Авиастроительного районного суда города Казани от 17 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2022 года указанное решение отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Авиастроительного районного суда города Казани от 9 июня 2022 года требования административного искового заявления удовлетворены частично. Признаны незаконными действия начальника отделения по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республики Татарстан Мустафина И.Г. по направлению на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении N от 22 июня 2021 года в отношении Кабировой Т.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного искового требования Кабировой Т.В. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Республике Татарстан Герасимова А.Т. по взысканию денежных средств в размере 500 руб. в рамках исполнительного производства N 286809/21/160058-ИП от 22 сентября 2021 года отменено, в указанной части принято новое решение, которым указанные действия признаны незаконными. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2022 года, МВД по Республике Татарстан просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Автор жалобы указывает, что приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2014 года N 49 с 1 февраля 2014 года введена в эксплуатацию Федеральная специализированная территориально распределенная информационная система Госавтоинспекции, которая предназначена для автоматизации регистрационной, экзаменационной, учетной, информационно-поисковой и отчетно-аналитической деятельности подразделений Госавтоинспекции федерального, регионального и территориального (абонентского) уровней.
Специализированная территориально распределенная автоматизированная система Госавтоинспекции реального времени введена в эксплуатацию приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 933 с 1 января 2014 года, в части подсистем "Госуслуги" и "Информационное взаимодействие". Одной из функций системы является обмен электронными сообщениями с органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, при предоставлении государственных услуг.
Федеральная информационная система Госавтоинспекции (далее - ФИС ГИБДД) введена в эксплуатацию с 1 августа 2016 года приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 60. Одной из функций системы является автоматизированный обмен данными с федеральными государственными информационными системами заинтересованных органов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с Инструкцией "О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции", утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 5 февраля 2016 года N 60, сведения в базу ФИС ГИБДД поступают автоматически, а также вносятся региональными операторами из числа сотрудников подразделения ГИБДД территориального органа МВД районного уровня.
Указанные системы введены в эксплуатацию в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 Положения "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", во исполнение которого приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2018 года N 178/565 также утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства.
Указывают, что в связи с тем, что информация об обжаловании Кабировой Т.В. постановления от 22 июня 2021 года в ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан отсутствовала, запросы из судов в адрес Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан о предоставлении материалов дела по указанному постановлению не поступали, этап делопроизводства "обжалование" в федеральную информационную систему ГИБДД не вносился.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26 ноября 2022 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Разрешая заявленные административные исковые требования о признании незаконными действий должностного лица отделения по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан по отправлению на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении от 22 июня 2021 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан имелась информация об оспаривании названного постановления, однако информация об указанном факте не была внесена в ФИС ГИБДД, в связи с чем названное постановление до истечения срока, предусмотренного частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, преждевременно (19 сентября 2021 года) направлено для принудительного исполнения.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Республике Татарстан Герасимова А.Т. по принудительному взысканию денежных средств в размере 500 руб. в рамках исполнительного производства N 286809/21/16058-ИП от 22 сентября 2021 года, и, принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований в данной части, исходил из того, что на момент вынесения постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации - 1 октября 2021 года, судебный пристав-исполнитель не обладала надлежащими доказательствами извещения должника о вынесенном в отношении нее постановлении о возбуждении исполнительного производства и установленном пятидневном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выводам, доказательства, принятые ими во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых судебных актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций в части установленных нарушений, допущенных судебным приставом-исполнителем Герасимовым А.Т, заявителем кассационной жалобы под сомнение не ставится, судебные акты в этой части не обжалуются.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 329 КАС РФ, предметом проверки суда кассационной инстанции является правомерность выводов нижестоящих судов относительно действий начальника отделения по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республики Татарстан Мустафина И.Г.
Главой 30 КоАП РФ установлен порядок пересмотра постановлений (решений) по делу об административном правонарушении.
По смыслу статей 30.1, 30.2 КоАП РФ постановление, вынесенное должностным лицом по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в суд.
Материалы дела об административном правонарушении, которые подлежат судебной проверке, должны быть истребованы из административного органа судьёй районного суда в рамках рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, что согласуется с требованиями статьи 24.1, пункта 8 части 1 и части 3 статьи 30.6 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (часть 2 статьи 31.3 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждено, что решением Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 июля 2021 года (дело N 12-387/2021) жалоба Кабировой Т.В. оставлена без удовлетворения, постановление начальника отделения по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан Мустафина Г.И. N от 22 июня 2021 года - без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2021 года жалоба Кабировой Т.В. удовлетворена, постановление начальника отделения по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан Мустафина Г.И. N от 22 июня 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В целях выяснения обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, судом первой инстанции истребовано из Московского районного суда города Казани Республики Татарстан дело об административном правонарушении N 12-387/2021 (т. 1, л.д. 82, 115), которое исследовано в судебном заседании, состоявшемся 29 сентября 2021 года, дана правовая оценка имеющимся в нем извещениям от 13 июля 2021 года и от 16 сентября 2021 года, направленных Московским районным судом города Казани Республики Татарстан в адрес ГИБДД МВД по Республике Татарстан, содержащих сведения об истребовании материала в отношении Кабировой Т.В. о времени и месте назначенных судебных заседаниях (27 июля 2021 года в 09.00 часов и 29 сентября 2021 года в 11.00 часов) по рассмотрению жалоб Кабировой Т.В. (т. 1, л.д. 228, 243); а также отчета об отслеживании почтовой корреспонденции, направленной Московским районным судом города Казани Республики Татарстан, которое получено ГИБДД МВД по Республике Татарстан 23 сентября 2021 года (т. 1, л.д. 245), являющихся доказательствами по правилам статьи 59 КАС РФ, сделан обоснованный вывод о преждевременном направлении 19 сентября 2021 года по системе электронного взаимодействия постановления по делу об административном правонарушении от 22 июня 2021 года для принудительного исполнения, поскольку на тот момент сведений о его вступлении в законную силу не имелось ввиду обжалования в апелляционном порядке.
Более того, обстоятельства наличия в распоряжении ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан в августе 2021 года решения Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 июля 2021 года подтверждено в письме от 20 мая 2022 года N (т. 2, л.д. 44), которые правомерно оценены судом апелляционной инстанции в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Между тем административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих поступление в их распоряжение решения Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 июля 2021 года с отметкой суда о вступлении его в законную силу.
В деле об административном правонарушении N 12-387/2021 таковых сведений не имеется.
Изложенные выше доводы кассационной жалобы МВД по Республике Татарстан сводятся к несогласию с данной судами предыдущих инстанций оценкой имеющихся в деле доказательств, переоценка которых в силу части 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Всем имеющимся в деле доказательствам судами дана подробная правовая оценка, выводы полно и развернуто изложены в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 КАС РФ, к их отмене и (или) изменению, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.